Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Достаточность и своевременность финансирования текущей хозяйст-венной деятельности предприятий – необходимое условие для устойчивого развития и высокой конкурентоспособности современного бизнеса. Одной из форм финансирования текущей деятельности предприятий является факто-ринг – как финансирование финансовым агентом предприятия-клиента под уступку дебиторской задолженности. Сегодняшние реалии и перспективы развития отечественного финансового рынка свидетельствуют об активиза-ции на нем факторинговых операций, их трансформации в организованный и эффективный комплекс банковских услуг. Привлекательность факторинга заключается в том, что он объединяет в себе несколько важных для предпри-ятия услуг: финансирование оборотного капитала, бухгалтерский учет, ин-кассацию задолженности клиентов предприятия-продавца, возможность пе-рехода риска неплатежа на финансового агента, информационное обеспече-ние. В связи с этим факторинг рассматривается как эффективный инструмент финансирования малых и средних предприятий.
За последние 3-4 года интерес к факторингу в нашей стране сущест-венно возрос. Объемы факторинговых операций увеличились за период 2002-2005 гг. более чем в 12 раз. Этот интерес может быть еще большим, если бо-лее качественно и высокими темпами в нашей стране будет развиваться ма-лый и средний бизнес. Все это предполагает серьезное научное изучение природы, форм и динамики развития факторингового рынка. Необходимо и дальше совершенствовать законодательную нормативно-правовую базу фак-торинга, исследовать экономические и организационные причины, влияющие на эффективность факторинговых операций, более четко постулировать по-рядок и процедуры факторинговых операций, выявлять интересы, права и обязанности участников данных операций. Указанные обстоятельства обу-славливают необходимость глубокого научного изучения и обобщения суще-ствующей практики факторинговой деятельности, выработки практических рекомендаций, направленных на дальнейшее развитие факторинга как эф-фективной формы финансирования оборотных средств предприятий. Данные обстоятельства предопределили выбор темы исследования, как практически важной и актуальной для экономики РФ.
Актуальность, новизна, многоаспектность и недостаточная прорабо-танность ряда вопросов, связанных с оценкой эффективности и методами анализа рисков, обусловили потребность научного осмысления и всесторон-него анализа факторинга. Как показало исследование, проведенное рейтинго-вым агентством "Эксперт РА", российский рынок факторинга продолжает развиваться довольно интенсивно. За прошедший 2005 г. его объем вырос на 80 - 90% и к настоящему времени составляет 5,5 - 5,7 млрд долл. Доля факто-ринговых сделок в ВВП по итогам 2005 г. - 0,9% (2004 г. - 0,5%, а 2002 г. - 0,1%) .
Развитие рыночных отношений в России, проблемы обеспечения высо-ких темпов экономического роста, поиск способов повышения эффективно-сти отечественного бизнеса, включая предоставление финансовых услуг, привлекли в последнее время к факторингу внимание многих специалистов. Вопросы экономической и правовой природы факторинга разрабатывались различными учеными – экономистами. Методологической базой исследова-ния стали работы зарубежных авторов, таких как М. Лемуан, Ф. Селинджер, Дж. Синки, М. Форман, а также отечественных ученых – Л.А. Бекларяна, М.Е. Буровой, Б.З. Гвоздева, Е.Ф. Жукова, А.Г. Ивасенко, Л.П. Кроливецкой, О.И. Лаврушина, Л.А. Новоселовой, И.Я. Носковой, С.А. Орехова, М.И. Трейвиша, В.М. Усоскина, А.М. Эрделевского и др. Нельзя не отметить вклада в решение проблемы авторов ряда диссертаций по факторинговой те-матике. Среди них: Е.В. Егельская, А.Д. Минеев и Ю.А. Соколова.
Целью дипломной работы является определение научной теоретиче-ской позиции о природе внутреннего факторинга, как одной из возможных форм финансирования оборотных средств предприятий, и разработка на этой основе предложений по совершенствованию и развитию данного финансово-го инструмента.
Для достижения указанной цели предусматривалось решение следую-щих конкретных задач:
• на основе анализа существующих в научном сообществе позиций касательно экономической и правовой сущности внутреннего факторинга оп-ределить роль и место факторинга в линейке современных банковских про-дуктов и выделить основные его виды;
• в рамках анализа правовых основ регулирования факторинга в России выделить наиболее серьезные противоречия в действующих законо-дательных и нормативно-правовых актах;
• дать объективную оценку современного состояния рынка факто-ринговых услуг в России и ее регионах;
• определить основные риски финансовых агентов, связанные с использованием различных методов оценки кредитоспособности факторин-говых клиентов и платежеспособности их дебиторов при проведении факто-ринговых операций;
• обосновать новые подходы к структуре и принципам расчета ко-миссионного вознаграждения финансового агента;
• обобщить существующую практику пополнения оборотных средств предприятий и влияние этих средств на экономические показатели их деятельности;
• сформулировать принципиальные преимущества факторинга как эффективной формы финансирования оборотных средств предприятий перед другими формами краткосрочного финансирования;
• раскрыть основные составляющие эффективности факторинго-вых операций, как для банков-посредников, так и для предприятий-клиентов;
• разработать практические рекомендации, способствующие более широкому использованию внутреннего факторинга как эффективного инст-румента финансирования оборотных средств, прежде всего малых и средних предприятий.
Объектом является деятельность финансовых агентов и предприятий-клиентов на отечественном рынке факторинговых услуг.
Предметом исследования выступают экономические и правовые отно-шения участников экономической деятельность, возникающие в рамках под-готовки и проведения факторинговых операций, а также развития факторинга как одной из форм финансирования оборотных средств предприятий.
Методологической основой исследования являются системный и срав-нительный методы анализа. В качестве инструментария использовались ме-тоды группировок, оценок, сравнения и аналогий. Также проводился анализ и обобщение эмпирических данных.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются правовые основы факто-ринга, его экономическая природа, проблемы эффективности факторинговых операций и управления рисками их проведения, таких как К.Р. Адамовой, Ю.А. Алексановой, В.В. Афонина и С.В. Леонтьева, Б.Д. Завидова, О.Б. Гу-сева, М.Ю. Лаврик, А.В. Лебедева, А.Д. Минеева, Р.В. Огонькова, С.А. Оре-хова, Е.С. Подвинской, В.И. Пятановой, М.В. Русакова, Ю.А. Соколовой, М.И. Трейвиша, Дж. Батс, Дэвид Хаукинс, Сидней Рутберг и др., диссерта-ционные работы и другие источники.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Было проведено исследование процесса формирования и использова-ния выручки организации ООО «Спорт», основным видом деятельности ко-торой является оптовая торговля спортивной одеждой и обувью. В 2007 году его выручка от реализации увеличилась на 10%, при этом численность пер-сонала сократилась на 3.6%. Среднегодовая выработка возросла на 14.5%, Себестоимость выросла на 9.5%, прибыль от продаж возросла на 15.4%, а рентабельность на 1%. С точки зрения анализа структуры продаж можно сде-лать вывод, что по сравнению с 2006 годом в 2007 году возросла доля продаж одежды и обуви для мужчин, одежды для женщин и спортивных сумок. Со-кратилась доля одежда для подростков, спортивного инвентаря, аксессуаров и обуви для подростков.
Структура затрат на предприятии имеет следующую группировку: по-купка товарной продукции у поставщиков, покупная энергия, оплата труда и отчисления на социальные нужды, затраты на амортизацию, отчисления в бюджет и прочие. Анализ использования выручки показывает, что большая часть выручки 76,99 % в 2006 году и 81,99 % в 2007 году направляется на за-купку товарной продукции для реализации, на амортизацию направляется всего 1,73 % в 2005 году и 1,54 % в 2007 году, что требует политики управ-ления выручкой от реализацией и более эффективным ее использованием для рационального управления финансами предприятия.
На величину чистой прибыли в 2006 году оказывают влияние следую-щие факторы: увеличение выручки на 10,45%, себестоимости на 9,55%, рост управленческих расходов на 28,35%, рост процентов к уплате в 13 раз, что связано с увеличением заемных средств, снижение прочих операционных до-ходов на 34,13%. Прочие операционные доходы увеличились на 97,83%. Внереализационные доходы возросли на 94,09%, а внереализационные рас-ходы сократились в 10 раз. Также, в 2007 году по сравнению с 2006 увеличи-лась доля отчислений в резервный фонд на 7,21%, доля отчислений в фонд накопления увеличился на 8,93%. Доля отчислений в фонд пот Факторинг дает возможность поставщику:
• увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспо-собность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (от-срочку),
• получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств.
покупателю:
• получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсроч-кой платежа до 2 месяцев);
• увеличить объем закупок,
• улучшить конкурентоспособность.
Основным преимуществом факторинга является не администрирование графика погашения дебиторской задолженности, что является важнейшим сопутствующим продуктом факторинга, а непосредственное финансирование оборотных средств. Администрирование дебиторской задолженности, явля-ется настолько дорогостоящей операцией, что не оправдывает те удобства, которые получает клиент в результате ее проведения.
Схема факторингового обслуживания позволяет оптимизировать реше-ние важнейшей для малых и средних предприятий проблемы: задержки рас-четов и неплатежи. При проведении операции клиенты используют данные кредитного анализа дебиторов, мониторинга финансового состояния дебито-ров и графика погашения ими задолженности, осуществляемые фактором. Это позволяет клиентам факторов оптимально использовать кредитные ли-миты финансирования дебиторской задолженности, устанавливаемые факто-ринговой компанией.
Согласно изменениям в структуре ассортимента, выручка от реализа-ции в прогнозном периоде увеличилась на 8577 тыс. руб., или на 9,25 %, не-смотря на это себестоимость продукции увеличилась незначительно на 196 тыс. руб., или на 0,25 %, что является положительным фактором.
Получение дополнительной прибыли за счет возможности увеличить объем продаж, получив от фактора необходимые для этого оборотные сред-ства. Экономия на затратах, связанных с получением банковского кредита. В отличие от банковского кредитования при факторинговом обслуживании, получая финансирование своих продаж, поставщик перестает нести следую-щие расходы:
проценты за пользование кредитом;
налог на прибыль с процентов, превышающих ставку ЦБ +3%;
расходы по оформлению кредита, включающие регистрацию и страхо-вание залога, оплату рабочего времени сотрудников на оформление и подго-товку документов для кредитного отдела, уведомления налоговой инспекции о намерении открыть ссудный счет и т. д.
расходы, связанные с непредвиденным ростом процентных ставок в стране;
расходы на экстренную мобилизацию денежных средств при наступле-нии срока погашения кредита или выплаты процентов, включая упущенную выгоду, связанную с выводом этих средств из оборота.
ребления сократились на 20,93%.
|