Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время развиваются и углубляются процессы реформирования российских компаний, ведется поиск путей повышения эффективности их работы. Наряду с проведением институциональных преобразований на первый план выходят вопросы реконструкции и модернизации производства, для проведения которых требуется привлечение финансовых ресурсов .
Реальные инвестиции, как правило, чаще осуществляются в форме инвестиционных проектов. Инвестиционная стратегия любого предприятия состоит из пакета проектов. Так, среди направлений банковской деятельности в настоящее время широкое распространение получили проектное финансирование и инвестиционное кредитование, связанные с финансированием инвестиционных проектов. С точки зрения экономики известны несколько определений инвестиционных проектов. Во-первых, под этим понятием понимается система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для реализации физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по выполнению.
Во-вторых, инвестиционный проект - это дело, деятельность, мероприятия, предполагающие осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение целей (получение определенных результатов), т.е. и документация, и деятельность. Привлекательна трактовка инвестиционного проекта как комплекса взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение ограниченного периода времени и при установленном бюджете поставленных целей. Реализация инвестиционных проектов требует отказа от денежных средств сейчас для получения прибыли в обозримом будущем. Как показывает практика, на получение прибыли можно рассчитывать не ранее, чем через год после стартовых вложений. Чрезвычайно важным при экономическом анализе инвестиционных потоков является расчет будущих денежных потоков, возникающих при реализации произведенной продукции.Критериями оценки инвестиционных проектов является срок окупаемости и простая норма прибыли. Под сроком окупаемости инвестиций понимается ожидаемый период возмещения первоначальных вложений и чистых поступлений. Таким путем исчисляется тот период времени, за который поступления от оперативной деятельности предприятия покроют затраты на инвестиции. Простая норма прибыли аналогична коэффициенту рентабельности капитала (return on investment - ROI) и показывает, какая часть инвестиционных затрат возмещается в виде прибыли в течение одного интервала планирования. На основании сравнения инвестором расчетной величины нормы прибыли с минимальным или средним уровнем доходности составляется заключение о целесообразности дальнейшего анализа данного инвестиционного проекта. Исследование данного вопроса обуславливает актуальность темы дипломной работы.
Цель дипломной работы – изучение и систематизация теоретических знаний по управлению инвестиционными проектами и разработка практических рекомендаций по управлению проектами на предприятии.
Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
рассмотрены и обобщены типы и классификация инвестиционных проектов, раскрыты основные сведения об инвестиционных проектах;
выявлены основные способы управления инвестиционными проектами как с позиции эффективности управления, так и с портфельным подходом управления проектами;
дана организационно-экономическая характеристика предприятия, проведен финансово-экономический анализ его деятельности, даны рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия;
разработан инвестиционный проект и дана оценка эффективности его реализации;
выявлены и предложены практические рекомендации по управлению инвестиционными проектами на предприятии с позиции экономической эффективности.
Объектом дипломной работы является – ТРЦ «Преображенский», предметом – разработка и оценка инвестиционного проекта на предприятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно результатам дипломной работы можно сделать следующие выводы.
Повышение уровня доходности «ТРЦ Преображенский» основывается на предусмотренном инвестиционным проектом развития предприятия увеличении объемов производства и реализации продукции. План развития предприятия предусматривает увеличение объема производства продукции.
На наш взгляд, методологически обоснованным явилось бы применение такой последовательности при оценке инвестиционных проектов.
1. Определение состава денежных потоков, подлежащих дисконтированию, в зависимости от приоритетов лиц, принимающих решения, инвестиционной истории и особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в частности, от включения предприятия в какой-либо холдинг или иную вертикально- или горизонтально-интегрированную структуру. Принятие для расчета формулы, отражающей все конкретные условия и базирующейся на понятийном аппарате и терминологии тех или иных стандартов финансовой отчетности.
2. Исключение из числа факторов, обусловливающих необходимость дисконтирования и влияющих на выбор его ставки, инфляции и рисков и их учет на последующих этапах.
3. Выбор ставки дисконта и критерия принятия/непринятия инвестиционного проекта (так называемая ставка отсечения - hurdle rate) только исходя из принципа альтернативности вложений.
4. Оценка статистических параметров составляющих денежных потоков исключительно исходя из риск-анализа тех или иных входящих величин.
5. Выбор методов оценки, интегральных показателей и критериев, наиболее приемлемых при оценке коммерческой эффективности инвестиционного проекта для предприятия, находящегося на данной стадии жизненного цикла.
6. Дисконтирование денежных потоков.
7. Оценка эффективности инвестиционного проекта и отбор по утвержденным критериям.
8. Учет инфляции как экономического явления (уменьшение покупательной способности полученных денежных средств) только в конце расчетов.
Целью составления бизнес-плана является получение полной картины и ответов на вопросы о целесообразности использования располагаемых ограниченных финансовых ресурсов для производства товаров или оказания услуг:
определенным способом;
определенными работниками;
для определенных потребителей;
при условии гибкости принятия решений.
При составлении бизнес-плана подробно отвечают на определенные вопросы, которые интересуют собственников и кредиторов или других заинтересованных лиц. Обоснованный бизнес-план служит основанием для принятия решения инициатором проекта (инвестором, предпринимателем, организатором-реципиентом), а также является документом для его внешней презентации перед потенциальными партнерами, кредиторами и государственными учреждениями, ответственными за создание и регистрацию предприятия.
К содержанию и форме бизнес-плана предъявляются определенные требования, обязательные при проверке крупных проектов международными и национальными учреждениями, участвующими в финансировании. Так, развернутый план основания предприятия должен включать разделы:
анализ рынка;
технико-экономический анализ;
финансовый анализ;
общеэкономический (или национально-хозяйственный) анализ (для крупных проектов государственной важности).
Достоверность использованной при планировании информации подтверждают прилагаемые к бизнес-плану документы - отчеты, контракты, договоры, данные статистики.
Комплексный управленческий анализ необходим для:
повышения обоснованности планирования и жесткости нормативов управления;
обеспечения эффективной и бесперебойной организации деятельности;
своевременности координирования как реакции на внешние и внутренние изменения;
оценки достоверности учета и оперативности контроля;
мотивации работников к достижению поставленных целей.
Основным методом планирования служит сметное планирование (бюджетирование), при помощи которого:
стратегические задачи, потребности рынка увязываются с производственными возможностями;
определяются параметры, нормативы для организации деятельности;
общие цели детализируются и доводятся до подразделений и исполнителей в виде плановых показателей;
закладывается основа для контроля как обобщающих, так и частных показателей деятельности, сроков их достижения;
намечаются меры стимулирования эффективной работы персонала;
обеспечивается база для сравнения текущих показателей деятельности с плановыми, выявления отклонений и координирования действий.
Анализ предоставленной информации позволяет сделать следующие выводы.
1. Анализируемая Компания является динамично растущей, что подтверждают высокие темпы роста ее оборотов и активов.
Компания располагает достаточно новыми производственными фондами и производит продукцию с коротким циклом изготовления. В течение анализируемых трех лет Компания характеризуется приемлемыми показателями ликвидности, финансовой устойчивости, прибыльности и рентабельности. 2005 год характеризовался ростом основных финансовых показателей, 2006 год — их снижением.
2. На конец анализируемого периода (начало 2008 года) Компания характеризуется:
• значительной и постоянно возрастающей величиной накопленного капитала как источника роста собственных средств; величина собственных средств соответствует необходимому уровню, требуемому для покрытия наименее ликвидных активов;
• высокими и стабильными показателями прибыльности деятельности, в частности высокой прибыльностью продаж;
• высокими и стабильными показателями самофинансирования. Таким образом, результаты деятельности Компании можно признать достаточными и весьма высокими.
Также на начало 2008 года Компания характеризуется:
• Значительными инвестиционными вложениями во внеоборотные активы; на конец анализируемого периода основные средства Компании увеличились вдвое по сравнению с предыдущим годом, при этом Компания располагает объемом незавершенного строительства, составляющим 60% существующих основных средств;
• показателями общей ликвидности, автономии и ЧОК на уровне допустимых значений;
• высокими значениями рентабельности всего капитала; снижением рентабельности собственных средств по отношению к рентабельности всего капитала;
Таким образом, снижение показателей, наблюдающееся в 2006 году, не является критическим и не означает возникновения проблем в финансовом состоянии Компании.
3. Сокращение коэффициентов общей ликвидности, автономии и ЧОК имеет общие причины, которые заключаются в значительных инвестиционных вложениях (вложениях во внеоборотные активы), а также снижении эффективности управления оборотными активами в части востребования дебиторской задолженности, (значительные инвестиционные вложения и рост оборотных активов, превысившие прирост собственного капитала Компании, привели к опережающему росту заемного капитала и снижению показателей).
Так как снижение показателей произошло в пределах допустимых значений, инвестиционные затраты нельзя назвать несоответствующими финансовым возможностям Компании. Инвестиционные затраты были адекватны финансовым возможностям Компании.
Снижение оборачиваемости текущих активов, помимо снижения коэффициента общей ликвидности и автономии, стало причиной сокращения рентабельности всего капитала. Опережающий рост доли заемного капитала способствовал росту рентабельности собственных средств.
4. С учетом пограничного значения показателей ликвидности и финансовой устойчивости, рост внеоборотных активов и наименее ликвидных активов (производственных запасов, незавершенного производства) в ближайшем периоде должен осуществляться в пределах роста собственного капитала (в пределах полученной прибыли за вычетом использования прибыли на непроизводственные цели).
Обеспечить рост основных финансовых показателей можно главным образом за счет увеличения доли собственного капитала в результате роста объемов получаемой прибыли. Несмотря на высокую прибыльность продаж, у Компании существует риск снижения или низкого роста прибыли за счет появления новых постоянных затрат по вводимому в производство цеху. Возможность роста прибыли и доли собственного капитала напрямую зависит от проработки инвестиционного проекта ввода нового цеха, в частности контроля объемов реализации, обеспечивающих необходимую дополнительную прибыль и приемлемую окупаемость инвестиций.
Для обеспечения роста показателей ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности Компании целесообразно задействовать резервы оптимизации оборотного капитала. Компания располагает резервом оптимизации прежде всего в части сокращения дебиторской задолженности и некоторого сокращения готовой продукции на складе. На практике указанный резерв предполагает активизацию усилий по своевременному востребованию задолженности с покупателей, а также приведение в соответствие объемов производства и объемов реализации.
|