VIPPROFDIPLOM - Дипломы (ВКР), дипломы МВА, дипломные работы, курсовые работы, дипломные проекты, кандидатские диссертации, отчеты по практике на заказ
Дипломная работа  
Диплом MBA  
Диплом - ВКР
Курсовая 
Реферат 
Диссертация 
Отчет по практике 
   
 
 
 
 

Механизм финансирования социальных функций государства на примере Фонда Социального Страхования РФ

 

Для покупки этой готовой дипломной работы Вам необходимо заполнить бланк заявки.

Если Вам необходима дополнительная информация о работе, мы готовы выслать на Ваш E-mail фрагмент указанного диплома. В целях сохранения конфиденциальности информации, на сайте не представлены названия Компаний, материалы деятельности которых представлены в дипломных работах. Подробную информацию можно уточнить у менеджеров по контактным телефонам, или отправить соответствующий запрос на E-mail после оформления заявки на покупку готовой работы.

Текст данной работы проверен системой Антиплагиат на момент защиты в учебном заведении. Вы можете использовать материалы диплома для самостоятельного написания индивидуальной авторской работы.

Код работы: 893
Тип работы: Диплом
Название темы: Механизм финансирования социальных функций государства на примере Фонда Социального Страхования РФ
Предмет: Государственные и муниципальные финансы
Основные понятия: Фонд Социального Страхования РФ, социальные функции государства, финансирование социальных функций
Количество страниц: 72
Стоимость: 4400 2900 руб.* (Стоимость указана по состоянию на 1 сентября учебного года.)

Введение 4

1. Социальное страхование – экономическая природа, возникновение, развитие и современные тенденции 12

1.1. Природа, история зарождения и развития социального страхования 12
1.2. Роль социального страхования и система социальной защиты 24
1.3. Классификация видов социального страхования 29

2. Социальное страхование в России 38

2.1. Анализ функционирования системы социального страхования 38
2.2. Цели, задачи и функции Фонда социального страхования РФ 44
2.3. Бюджетное финансирование социального развития в условиях реформирования бюджетной системы 51

3. Направления реформирования социального страхования в Российской Федерации…………………………………………………………………………..56

3.1. Предложения по  совершенствованию обязательного пенсионного и медицинского страхования, а также страхования временной нетрудоспособности и рисков, связанных с материнством 56
3.2. Совершенствование системы расходов Фонда социального страхования с позиции их адекватности сущности социального страхования 60

Заключение 69

Список литературы 72



Аннотация:


ВВЕДЕНИЕ

Система социального страхования в России как важнейший элемент социальной защиты наемных работников вводилась дважды. Впервые – в 1912 году и повторно в начале 90-х годов конца 20-го века. Эти даты совпадают с развитием капитализма в России и возвратом на капиталистический путь развития. Подобное совпадение не случайно, так как именно данный способ производства минимизирует патернализм отношений государства и активной части населения – наемных работников и одновременно порождает высокие социальные риски для них.
Между этими двумя датами лежит период развития системы социального страхования, включая наибольший ее расцвет в короткий период между двумя российскими революциями 1917 года, полную отмену в период «военного коммунизма», ренессанс на волне НЭПа и постепенную трансформацию в иную форму социальной защиты - социальное обеспечение.
К сожалению, в настоящее время приходится наблюдать повтор истории в генезисе института социального страхования. Причем, если в первом случае сворачивание данного института было обусловлено социально-экономической средой социализма, то теперь это может быть объяснено лишь непониманием роли социального страхования в рыночной экономике.
Немалую роль в сложившемся положении играет недостаточная разработанность теории социального страхования, его принципов, особенностей методологии и методов его осуществления.
В начале прошлого века проблематику социального страхования в России исследовали: Догадов В.М., Данский Б.Г., Вишневецкий А., Воблый Н., Вигдорчик Н. А. Забелин Л.В., Любимов Б., Тотенборн Э. и др. К сожалению, многие из них, не разработав сколько-нибудь законченной теории социального страхования, либо отошли от ее разработки под влиянием  внешних обстоятельств, либо были вынуждены скрывать свои взгляды. Некоторые искренне заблуждались, принимая советскую модель социального обеспечения за высшую ступень развития социального страхования.
Советские ученые (Мотылев Л.А., Шиминова М.Я., Андреев В.С. и др.), работавшие в данной области были столь же противоречивы, как и советская социальная практика, в которой соединилось социальное обеспечение с отдельными элементами социального страхования.  В постсоветский период теорию и методологию социального страхования разрабатывали: Бобков В.Н., Бочкарева В.К., Дегтярев Г.П., Куртин А., Павлюченко В.Г., Роик В.Д., Соловьев А.К., Шавишвили Д.Ф., Якушев Л.П. и другие.
Несмотря на определенные успехи в разработке проблем социального страхования и появление первых концепций социального страхования в нашей стране его практика весьма противоречива и далека от построения эффективной системы социального страхования наемных работников и лиц, живущих за счет собственного труда.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена важностью задач решаемых социальным страхованием, его состоянием в стране и настоятельной потребностью реформирования этой системы.
Социальное страхование в широком смысле слова – это система, предотвращающая материальную необеспеченность в громадном социальном слое наемных работников и лиц, живущих за счет собственного труда, подверженных различным рискам утраты способности или возможности работать, а, следовательно, быть самодостаточными в экономическом смысле.
Социальное страхование – это составляющая воспроизводства рабочей силы, но не индивидуальная, как в личном страховании, а общественная, так как она решает, прежде всего, воспроизводство совокупного работника, а затем и конкретного. Источником средств данного вида страхования является отложенная в обязательном порядке часть заработной платы застрахованных в соответствии с общественно установленной нормой замещения заработка страховым обеспечением.
Зародившись стихийно, как система взаимопомощи отдельных коллективов рабочих, социальное страхование в последствии оформилось в обязательные государственные системы.
Их становление и развитие способствовало не только поддержанию экономической состоятельности огромного социального слоя, но и способствовало развитию гражданского общества, так как в рамах этой социально-экономической системы реализовываются как личные, так и общественные интересы.
В прежнем социальном устройстве нашего государства проблема предотвращения социальных рисков решалась в большей мере посредством других механизмов, но элементы социального страхования в той или иной мере сохраняли свое значение. Переход к экономике, основанной на рыночном механизме функционирования, сопровождался попытками построения полноценной системы социального страхования, так как она    наиболее эффективно решает задачу социальной защиты наемных работников и лиц, живущих за счет собственного труда. Однако система, формируемая государственными структурами, постепенно сворачивает и преобразовывается в систему социального обеспечения с сильно ограниченными финансовыми возможностями нынешней системы бюджетов Российской Федерации. Экономические возможности государства при рыночном типе экономики очень ограничены, так как основные ресурсы находятся в частных руках не достаточно заинтересованных в финансировании системы социального страхования, при сложившейся форме его организации.
На данный момент в стране образовалась патовая ситуация в области покрытия расходов по социальным рискам. Бюджетная система (бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды) с трудом справляется с финансированием медицинского, социального и пенсионного обеспечения при реализации социальных рисков в условиях низкого уровня замещения утраченного заработка. Достаточно сказать, что наиболее ресурсоемкая система пенсионного страхования замещает  менее 27% утраченной заработной платы работника вышедшего на пенсию. И этот коэффициент замещения постоянно снижается,  и в действующей системе пенсионирования  не имеет перспектив на существенное повышение.
В рамках обязательного медицинского страхования нарастает разница между потребностью в объемах и качестве медицинской помощи и финансовыми возможностями в их покрытии. В результате медицинская помощь современного уровня становится все более платной и одновременно недоступной для значительных контингентов населения. Растет смертность в трудоспособном возрасте, высока детская смертность. Общая смертность превышает рождаемость, в результате чего ухудшается демографическая ситуация, что осложняет функционирование системы пенсионного страхования.
Страхование временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием и материнством, профессиональных рисков имеет тенденцию к улучшению, но страдает нестраховым подходом  ограничения размера страхового обеспечения и по ряду рисков низким его уровнем. Отсутствует страхование утраты заработка в связи с безработицей.
Страхование в целом, и социальное в частности, перестает выполнять свое назначение, если замещение утраченного заработка явно недостаточно.
Сложившийся низкий уровень замещения утраченного заработка в российском социальном страховании приходит в противоречие с темпами развития экономики, и даже роста заработной платы и материального благосостояния населения в целом. Вместе с тем государство не может воспользоваться возросшими экономическими возможностями работодателей и работников для защиты застрахованных лиц в рамках, по существу, нестраховой системы.
Нужна такая перестройка системы, которая не только позволила бы включить ресурсы субъектов социального страхования, но и создала бы стимулы для их включения. Между тем это очень трудная проблема, так как социальное страхование не является строго экономическим институтом, основанным на эквивалентных отношениях. Оно предусматривает внестраховое перераспределение (в пенсионном страховании – это перераспределение от работников в пользу работниц; в ОМС – это перераспределение от высокооплачиваемых работников к низкооплачиваемым при одинаковой обращаемости за медицинской помощью и др.), в котором не заинтересованы те, у кого при меньших или равных рисках взносы являются более высокими. В рамках общефедеральных систем, где недостаточно учитываются корпоративные, и местные интересы очень трудно преодолевать подобную незаинтересованность. Так отдельные работодатели создают корпоративные системы страхования социальных рисков, но при этом скрывают часть заработной платы с тем, чтобы уменьшить платежи в обязательную систему социального страхования.
Когда системы взаимопомощи формировались в рамках отдельных предприятий, то групповая солидарность преодолевала индивидуальный эгоизм. В начале прошлого века они законодательно оформлялись в   обязательные, но самоуправляемые системы под государственным контролем на основе четко прописанных правил, и это позволяло  обеспечивать согласование личных, групповых и общесистемных интересов.
Вернуться в начальную стадию формирования систем социального страхования практически невозможно, в том числе и по ряду причин чисто российского свойства на данный момент. Так, переход к страховой системе в условиях уже существующих государственных систем обеспечения, непонимания эффективности вложений в «человеческий капитал» российскими предпринимателями, слабости профсоюзов, а также  дезорганизованности наемных работников в целом, не позволяет надеяться на то, что эта система может быть создана по инициативе снизу. Создание же системы социального страхования сверху в начале 90-х годов ведет к фактическому преобразованию ее в бюджетно-распределительную систему. Последующие попытки модернизации системы социального страхования в условиях российской действительности, контуры которой вполне обозначились,  могут быть столь же безуспешными. Если 90-е годы отличалась тем, что недемократические централизованные формы ее организации не были восприняты ни страхователями, ни застрахованными как эффективная форма защиты их интересов, то в последующем, изменения, реализуемые с уклоном в сторону индивидуализации (полной эквивалентности отношений) рискуют исказить цель и принципы социального страхования, утратить системную целостность. Иными словами она будет решать проблемы той части (наиболее обеспеченных) наемных работников, которая способна в индивидуальном порядке страховать свои социальные риски в рамках договорного страхования. Остальная же часть наемных работников не сможет сформировать систему с достаточным уровнем финансирования и останется на попечении государства. С арифметической точки зрения это может показаться равноценным системе социального страхования с государственным участием, но чрезмерное участие государства окончательно преобразует систему из страховой в бюджетно-распределительную со всеми вытекающими последствиями.
Таким образом, перед страной стоит неотложная задача построения эффективной системы социальной защиты наемных работников, но ни во властных структурах, ни в общественных, ни даже в научных кругах нет согласованной позиции относительно сущности системы социального страхования и ее роли в воспроизводстве рабочей силы.
В высказываниях представителей тех или иных кругов помимо групповых интересов нет четкого понимания отличия социального страхования, как от социального обеспечения, так и от договорного страхования. Несмотря на то, что в стране имеется действующий Закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ  «Об основах социального страхования в Российской Федерации», его правоприменительная практика деформирована и законы, регулирующие тот или иной вид социального страхования, разрабатываются без учета его положений. Более того, имеет место практика, когда данный Закон изменяют, приспосабливая его к позднее вводимым в действие законам.  
Целью дипломной работы является выработка предложений по модернизации системы социального страхования в России на основе установления принципов и задач, решаемых данной системой, с учетом ее адекватности российской социально-экономической действительности, соответствия мировым тенденциям в развитии социальной защиты наемных работников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие научно-практические задачи:
1.    На основе анализа экономической природы социального страхования показать те особенные цели и задачи, которые оно призвано решать.
2.    Рассмотреть современные тенденции в развитии социального страхования и оценить возможности трансформации.
3.     Проанализировать состояние системы социального страхования в России, выявить недостатки и обозначить пути их преодоления.
4.    Обосновать предложения по модернизации системы социального страхования для эффективной социальной защиты наемных работников в Российской Федерации.
Объектом дипломной работы является система социального страхования Российской Федерации как форма социальной защиты наемных работников и лиц, живущих за счет собственного труда, как составляющую воспроизводства их рабочей силы. Предметом дипломной работы является экономическая природа института социального страхования, его зарождение и развитие, современное состояние и определяющие направления его модернизации в Российской Федерации.
Исследование проводилось на основе разработок отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области социального страхования,  литературных источников, обобщения и анализа ранее и ныне действующего законодательства, данных Росстата, ведомственной отчетности и нормативно-методических материалов государственных внебюджетных фондов, Конвенций и Рекомендаций Международной организации труда и Международного бюро труда.
Теоретическую и методологическую основу дипломной работы составили труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам социального страхования работников, основополагающие труды в области  социальной защиты населения и страхования, нормативные документы, регулирующие сферу социального страхования в целом и отдельных его частей, статистическая  и справочная информация.
В процессе изучения научных трудов и обработки фактического материала были использованы такие общенаучные методы исследования, как наблюдение группировка, сравнение, отдельные приемы системного, логического, сравнительного, экономического и статистического анализа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам дипломной работы получены следующие выводы:
- предложена новая формулировка природы социального страхования как формы воспроизводства социального слоя работников в случае утраты ими заработка, в рамках которой осуществляется нестраховое перераспределение средств в пользу низкооплачиваемой их части и выполняется страховое возмещение в общественно согласованных размерах, позволяющих обеспечить социально приемлемый уровень жизни семье каждого работника при наступлении страхового случая;
- предложено считать в качестве целеполагающего принципа социального страхования обязательность и первичность определения общественно согласованной и законодательно установленной нормы замещения утраченного заработка, которая помимо гарантии поддержания  социально приемлемого жизненного уровня наемных работников, обеспечивает мотивацию к труду и росту зарплаты;
- определены особенные черты социального страхования отличающие его от других видов социальной защиты - социального обеспечения и личного страхования аналогичных рисков;
- проведен комплексный анализ недостатков действующей системы социального страхования России и сделаны предложения по их устранению;
- поставлена проблема добровольного присоединения и выхода из систем обязательного социального страхования и внесены предложений по ее решению;
- разработаны и обоснованы практические рекомендации по совершенствованию системы социального страхования в целом и отдельных ее частей.
Исследование направлено на теоретическую разработку природы социального страхования, которая позволяет не только уточнить цель и эффективно решаемые задачи данным социально-экономическим институтом, но и более обоснованно разграничить его поле действия от института социального обеспечения и личного страхования однородных рисков.  Проведенное исследование позволило выработать рекомендации по:
-  уточнению и дополнению Концепции совершенствования системы социального страхования в Российской Федерации, разработанной под эгидой Федерального Собрания Российской Федерации;
- усилению страховой природы в сегменте обязательного пенсионирования;
- коренному изменению подходов к организации обязательного медицинского страхования;
- внесению отдельных изменений в систему страхования социальных рисков, относящихся к Фонду социального страхования РФ,
которые могут быть учтены при разработке нормативных актов, регулирующих систему социального страхования.
Проведенные исследования позволяют расширить существующее представление о социальной защите населения, уточнить экономическую сущность социального страхования с позиции его места и роли в системе социальной защиты населения, подойти к определению социального трудового риска как к объекту социального страхования и расширить существующую классификацию видов социального страхования. Ретроспективный и сравнительный анализ существующих  моделей социального страхования разных стран показал, что отечественная система социального страхования ограничена финансовыми ресурсами, в ней не развиты механизмы самоуправления, когда работодатели и застрахованные несут определенную долю ответственности за управление страховой организацией. Это создает предпосылки для разработки таких направлений развития социального страхования в России, которые бы способствовали его становлению на принципы рыночной экономики.
 При расширении использования в социальном страховании страховых механизмов и принципов нельзя забывать о его социальной (некоммерческой) роли и принципе солидарности. В выборе пути его развития по пути вовлечения в серу государственного социального страхования негосударственных страховых организаций свою позитивную роль смогло бы сыграть государственно-частное партнерство именно на основе концессионных договоров, способное учесть и «примирить» обе указанные составляющие.  В условиях экономической нецелесообразности дальнейшего изменения ставки единого социального налога, проблему бюджетного дефицита Фонда социального страхования следует решать путем реализации принципа личной ответственности работников и их участия в финансировании социального страхования, что будет способствовать развитию рыночного института социального страхования.  В целом предложенные направления развития социального страхования в России нацелены на то, чтобы повысить уровень социальной защиты населения, а социальное страхование перевести на принципы рыночной экономики и сделать его одним из важнейших макроэкономических механизмов развития и регулирования социальных процессов.












Также Вы можете оформить заказ на выполнение эксклюзивной работы по ниже перечисленным или любым другим темам.

Для написания индивидуальной авторской работы, которая будет выполнена по Вашим требованиям и методическим рекомендациям ВУЗа, Вам необходимо заполнить бланк заказа, после чего на Ваш E-mail будет выслана подробная информация по стоимости, срокам и порядке выполнения работы.




Все темы

 
 

Copyright © 2007-2016

Дипломные работы Дипломы MBA Дипломные проекты