Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее важных проблем современного этапа развития Российской Федерации и ее структурных звеньев является совершенствование бюджетных отношений на всех уровнях управления РФ.
В результате реформ, провидимых в последние годы, субъекты Федерации получают все большие права в области налогообложения и распоряжения государственной собственностью. Как следствие, усиливается зависимость доходов регионального бюджета от эффективности управления процессом формирования собственной финансовой базы. Существующие доходные источники нельзя признать исчерпывающими, и это является причиной несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Следовательно, упорядочение финансового обеспечения полномочий субъектов РФ является важнейшим условием укрепления российской государственности на основе принципов финансовой самостоятельности и федерализации.
Разработкой проблематики бюджетов занимается достаточно большое количество отечественных и зарубежных специалистов. Существенный вклад в разработку вопросов, касающихся бюджетов различных уровней, внесли, в частности Азерная В.В., Бабич A.M., Бойтуш О.А., Грязнова А.Г., Дадашев А.З., Дмитриева О.Г., Дробозина Л.А., Замотаев А.А., Истомина Н.А., Казак А.Ю., Ковалева A.M., Ларионова А.С., Павлова Л.П., Пансков В.Г., Петров Ю.Н., Поляк Г.Б., Пронина Л.И., Родионова В.М., Романовский М.В., Рыжков В.А., Сабанти Б.М., Татаркин А.И., Христенко В.Б., Ширкевич Н.А., и др.
Однако эти исследования не в полной мере затрагивают некоторые вопросы формирования доходов региональных бюджетов, в частности, от использования государственной собственности. Комплексной работы по исследованию теоретических и практических проблем формирования доходов региональных бюджетов России нет.
Целью дипломной работы является выявление сущности, содержания и особенностей формирования доходной базы региональных бюджетов, разработка рекомендаций по совершенствованию формирования доходной базы региональных бюджетов, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, стабильности, эффективности и федерализма, обосновании комплекса мер по оптимизации структуры доходной части бюджета.
Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:
– на основе систематизации существующих подходов, уточнить классификацию доходов региональных бюджетов;
– рассмотреть основания классификации доходных источников регионального бюджета и возможные модели формирования доходов;
– оценить состояние и специфику функционирования модели формирования доходной базы регионального бюджета;
– обосновать направления совершенствования механизма формирования доходов региональных бюджетов и обеспечения доходной самодостаточности, а также повышения эффективности управления финансовыми ресурсами региона.
Предметом дипломной работы является формирование доходов и использование расходов регионального бюджета.
Объектом дипломной работы выступает Ханты-мансийский автономный округ-Югра.
Информационной базой дипломной работы послужили материалы Министерства экономики, Федеральной службы государственной статистики РФ; информация, опубликованная в литературе и периодической печати экономической направленности; данные, содержащиеся в исследованиях отечественных и зарубежных экономистов; результаты исследований, проведенных автором.
Теоретическая и методологическая основа дипломной работы. Работа основывается на фундаментальных трудах отечественных и зарубежных ученых в области бюджета, экономической теории. Также теоретико-методологической основой стали законодательные и нормативные документы, лежащие в основе государственной политики в области бюджетной политики и межбюджетных отношений.
Основной методологический прием проведенного исследования – системный подход, который позволяет комплексно и в полной мере подойти к решению поставленных задач. Также применялись методы экономического и статистического анализа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первостепенным внешним условием нормативно-правового характера при формировании регионального бюджета, как фонда денежных средств, обеспечивающего социально-экономическое развитие региона, имеет действующее налоговое законодательство и задачи очередного этапа проводимой государственной налоговой реформы. Основная преследуемая цель здесь – достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной функциями налогов. Реализация стимулирующей функции требует снижения налогового бремени, а реализация фискальной – высокой наполняемости доходной части бюджета. В этой системе противоречий и вырабатываются основные направления бюджетно- налоговой политики региона, реализующие изменения налогового законодательства РФ . Как показали проведенные исследования, структура доходной части регионального бюджета определялась в основном внешними факторами воздействия, в частности, действующим налоговым законодательством и системой межбюджетных отношений в государстве, что в значительной мере ограничивает возможности регионов при установлении показателей доходов бюджета.
С целью изучения влияния на структуру доходной части регионального бюджета налоговых и неналоговых доходов, нами проведен корреляционно-регрессионный анализ, результаты которого показывают, что в общем объеме налоговых поступлений основную долю занимают: налог на доходы физических лиц, налог на имущество предприятий, налог на прибыль организаций, налоги на совокупный доход. Данная зависимость прямая по направлению и является довольно сильной. Более детальное влияние наиболее важных налогов на формирование доходной части краевого бюджета дают регрессионные модели связи. Построенные модели этих зависимостей налоговых доходов бюджета региона от налога на прибыль, налога на совокупный доход, налога на имущество физических лиц носят возрастающий характер. Это предполагает, что при незначительном увеличении указанных налогов за счет роста их элементов (налоговой базы или налоговой ставки) возможен ощутимый рост и в налоговых доходах краевого бюджет.
Налог на имущество предприятий описывает парабола, которая достигла своего максимума, то есть даже при увеличении ставки налога на имущество предприятий дополнительных поступлений может и не быть. Зависимость уровня налоговых доходов от налога на доходы физических лиц свидетельствует о том, что при дальнейшем увеличении данного налога значительного увеличения суммы поступлений в региональный бюджет не ожидается).
Зависимость налоговых доходов от налога на товары, услуги, регистрационные и лицензионные сборы и зависимость налоговых доходов от налога за пользование природными ресурсами описывают степенные функции, которые достигают максимума в 2005 г. с последующим убыванием. Данная ситуация свидетельствует об отсутствии возможности на региональном уровне дальнейшего повышения уровня налоговых изъятий посредством увеличения налоговой ставки, либо иного усиления налогового бремени. Считаем положительным явлением тот факт, что в формировании доходов регионального бюджета сохраняется относительно высокий удельный вес налога на прибыль, несмотря на существенное снижение (с 35% до 24%) ставки налогообложения, но одновременном увеличении доли налога, зачисляемого в региональный бюджет.
Для подтверждения справедливости сделанного нами предположения, проведен анализ плановых показателей налоговых доходов региона и налога на доходы физических лиц на период до 2009 г. С помощью парного коэффициента корреляции установлена тесная прямая взаимосвязь между анализируемыми показателями, что позволило построить линейную модель влияния налога на доходы физических лиц на уровень налоговых доходов в целом.
Полученная модель имеет удовлетворительную точность и полностью адекватна, что подтверждается критерием Дарбина-Уотсона (1,822). Поскольку построенная модель отличается хорошими качественными характеристиками, возможно ее использование для прогноза налоговых поступлений на региональном уровне в среднесрочном периоде при условии сохранения динамики поступлений налоговых доходов, определяемых действующими положениями налогово-бюджетного законодательства. Результаты проведенного анализа потенциальных возможностей региона в увеличении доходов свидетельствуют о настоятельной необходимости увеличения финансового и экономического потенциала Ставропольского края. Безусловно, укрепление позиций региона должно основываться на ускорении его промышленного развития, обеспечивающего темпы роста в основных отраслях экономики на уровне 9% -10% в год, которое позволит обеспечить необходимые условия для формирования бюджета развития региона и увеличения его финансовых ресурсов. В регионе существуют потенциальные возможности, способные содействовать обеспечению необходимого роста экономики. К таким возможностям мы относим, в первую очередь:
- в промышленности и сельском хозяйстве: неиспользуемые, либо не полностью загруженные производственные мощности, требующие обновления и модернизации основные фонды, способные обеспечить увеличение нормы прибыли и уровня рентабельности отраслей и, соответственно, увеличение налоговой базы для формирования доходов бюджета и позволят получить дополнительные рабочие места, что будет способствовать снижению уровня безработицы и социальной напряженности в регионе, улучшению уровня жизни населения;
- развитие малого бизнеса, которому необходимы сейчас реальные стимулы в виде четкой законодательной базы, доступная система долгосрочного банковского кредитования, возможность использования лизинга, которые по-прежнему остаются дорогостоящими и потому недоступными для большинства рядовых предпринимателей;
- создание в регионе благоприятных условий для привлечения инвестиций путем создания соответствующей законодательной и налоговой базы на региональном уровне и использования административного ресурса региона. Эти и другие направления смогут обеспечить вывод из кризисного состояния значительную часть организаций всех отраслей экономики региона и способствовать развитию региона, как социально-экономической системы.
Необходимым условием совершенствования межбюджетных отношений в ХМАО - Югре стало принятие в июне 2005 года Закона «О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре», который определил порядок распределения собственных налоговых доходов округа, условия и порядок предоставления межбюджетных трансфертов.
Значительные проблемы с формированием бюджетов можно решить с помощью создания в Ханты-Мансийском округе Стабилизационного фонда. Необходимость создания Фонда обусловлена накоплением резерва для финансирования бюджетных расходов в случае снижения мировых цен на углеводородное сырье. Источниками формирования Стабилизационного фонда ХМАО-Югры могли бы стать отчисления от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефти) (5%), налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых (100%), налог на добычу прочих полезных ископаемых (60%) и другие платежи при пользовании природных ресурсов. Предлагаем использовать накопленные средства для покрытия внутригодовых кассовых разрывов бюджета (в пределах 1/24 проекта годовых доходов бюджета); для финансирования дефицита бюджета ХМАО-Югры; для инвестирования в региональную экономику вне нефтяной промышленности (с ограничениями для нефтяного сектора).
|