Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Банковская система, затрагивая имущественные интересы неограниченного круга субъектов, способна оказывать значительное влияние на экономику страны в целом. Как известно, в связи с созданием в России банковской системы нового типа - организации банков в виде акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью - появилась острая необходимость в осуществлении независимого контроля за их деятельностью. Вступивший в силу Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" тоже с особой остротой поставил вопрос о проведении независимой проверки финансовых институтов, вступающих в систему страхования банковских вкладов .
"...Чтобы страхование вкладов было эффективным, оно должно быть частью хорошо продуманной системы обеспечения финансовой безопасности государства, которая подкрепляется сильным пруденциальным регулированием и надзором, эффективными законами и системой обеспечения их исполнения, а также адекватными режимами бухгалтерского учета и раскрытия информации" .
В этой связи особое значение в проведении контроля за банковской деятельностью приобретает аудит. Банковский аудит означает независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности коммерческих банков.
5 апреля 2005 г. Правительством РФ и Банком России одобрена новая редакция Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года. В ней предусматривается совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях (прежде всего, таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем), повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.
Фактически процесс формирования независимого аудиторского контроля коммерческих банков продолжается в нашей стране уже несколько лет, но предстоит еще большая работа по подготовке и аттестации кадров аудиторов, по нормативной регламентации их деятельности. До принятия Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) в области банковского аудита действовало Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации от 10.09.1997 N 64, утвержденное ЦБ РФ .
В последние годы этому вопросу посвящено множество научных работ; введены специальные стандарты, регламентирующие порядок контроля за качеством аудиторских проверок на разных уровнях (международном, национальном, на уровне общественных аудиторских организаций и в самих фирмах), широко обсуждаются методы обеспечения качества аудиторских проверок. В России в немалой степени повышению качества аудиторских проверок способствует работа над новой редакцией закона об аудиторской деятельности, подготовка новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, создание проектов методических рекомендаций по проведению аудиторских проверок на различных участках и в разных сегментах бизнеса, рост числа квалифицированных аудиторов, активное изучение отечественными специалистами зарубежного опыта и активизация научных разработок в области аудита.
Проблемы повышения качества аудиторских проверок исследовались такими видными российскими и зарубежными экономистами, как М.А. Азарская, Р. Адамс, О.В. Голосов, Е.М. Гутцайт, К. Друри, В.Б. Ивашкевич, М.В. Мельник, О.А. Миронова, Дж. Робертсон, Э.А. Сиротенко, В.П. Суйц, А.Д. Шеремет и многими другими. Вопросами методологии развития аудиторской деятельности, как одного из возможных путей повышения качества аудита занимались И.Б. Винер, О.В. Голосов, Ж. Ришар, Э.А. Сиротенко, В.В. Скобара и другие специалисты.
В этих работах раскрыто значение повышения качества аудиторских проверок, показана актуальность развития новых подходов к аудиту, большое внимание уделяется роли стандартов в обеспечении качества аудита, организации проведения аудиторских проверок, оценке результативности аудиторской деятельности.
Целью исследования является определение понятия и критериев качества аудиторской проверки, разработка методических и практических рекомендаций по обеспечению проведения качественной аудиторской проверки, соответствующей требованиям нормативных документов, адекватной миссии и стратегии развития субъекта хозяйствования и учитывающей их технологические и организационные особенности.
Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие основные задачи:
- систематизировать подходы к оценке качества аудиторских проверок;
- определить понятие и критерии оценки качества аудиторской проверки;
- выявить влияние качества аудиторской проверки на конечный результат аудита, а именно на степень соответствия аудиторского заключения, выдаваемого аудируемой организации, реальному экономическому положению проверяемого субъекта;
- раскрыть роль и значение информационного обеспечения в организации аудиторской проверки;
- сформулировать предложения по формированию рабочей документации в ходе аудита;
- оценить систему контроля качества аудиторской деятельности как необходимое условие формирования качественной и адекватной современным требованиям аудиторской информации;
- выработать рекомендации по совершенствованию организации аудиторской проверки аудируемого лица на этапе планирования и в процессе проведения аудита по существу;
- предложить направления повышения действенности системы внутреннего контроля в аудиторских организациях.
Предметом исследования является организация и методические приемы проведения аудиторской проверки, обеспечивающие повышение ее качества.
Объектом исследования является деятельность банка. Теоретической и методологической основой работы послужили законодательные и нормативные акты РФ, рекомендации, указания, инструкции по вопросам аудита и бухгалтерского учета, Международные стандарты аудита, Международные стандарты финансовой отчетности, труды отечественных и зарубежных авторов, которые связаны с различными аспектами изучаемого круга вопросов, оперативные данные, статистические материалы, рабочая документация и отчетность аудиторских организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аудиторская практика показывает, что типичными ошибками и нарушениями, которые выявляются в ходе проверки кассовых операций, являются:
- недостача или излишек денег в кассе;
- несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных средств;
- подделка подписей в первичных документах;
- наличие исправлений в кассовых ордерах;
- выдача денег без доверенности;
- превышение установленного банком кассового лимита;
- отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;
- отсутствие договора о полной материальной ответственности;
- выплаты подотчетным лицам на основании документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов;
- несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;
- непроведение ревизий кассы;
- продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин;
- арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета;
- некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах;
- арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета.
Статьей 120 НК РФ предусмотрены штрафные санкции за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, под которым понимается в том числе несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности денежных средств. За указанное нарушение при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, взыскивается штраф в размере 5000 руб. Если нарушение совершено в течение более одного налогового периода, штраф составляет 15 000 руб. За данное нарушение, повлекшее за собой занижение налоговой базы, взыскивается штраф в размере 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.
Обобщая изложенное, сделаем некоторые выводы.
1. В целом российское законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность, ориентируется на МСА; тексты ФПСАД, особенно проектов их обновленных версий, достаточно точно отражают содержание соответствующих МСА.
2. Для улучшения формируемой нормативной базы аудиторской деятельности и ее дальнейшего сближения с МСА необходимы изменения, предлагаемые выше (относительно нумерации, ссылок на документы, регламентирующие бухгалтерский учет, и т.д.).
3. Процесс формирования полной нормативной базы аудита сдерживается постоянно происходящим пересмотром МСА; поэтому необходим регулярный мониторинг изменений, происходящих в документах IAASB, и своевременный учет их при разработке новых версий.
4. Профессиональная общественность должна активнее участвовать в обсуждении проектов документов IAASB и ФПСАД, с тем чтобы избежать их ненужного усложнения и сделать стандарты аудита действенным средством обеспечения качества аудиторских услуг.
Анализируя положение дел по разработке Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности во взаимосвязи с работой по внедрению Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в Российской Федерации, необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей .
Согласно п. 3 этой статьи целью аудиторской деятельности является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
В то же время основной целью аудита финансовой отчетности, составленной по МСФО, является установление соответствия финансовой отчетности во всех существенных аспектах требованиям МСФО.
В Российской Федерации Международные стандарты аудита (МСА) принимаются во внимание при разработке национальных стандартов аудита, которые призваны решать те же задачи, что и международные стандарты, но в масштабе Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 "О внесении изменений в Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696" Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности были дополнены новыми стандартами - N N 24 - 31. |