Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема обеспечения конкурентоспособности в РФ в последние годы приобрела важное значение. В промышленности велика доля убыточных предприятий и предприятий на стадии кризиса, что вызывает снижение объема продаж, рентабельности и оборачиваемости капитала. В подобной ситуации крайне важными являются получение и поддержание предприятием долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат его выживание и успешную работу на рынке. Здесь большую роль играют нововведения, роль которых определена взаимосвязанными факторами: принятием патентного законодательства в РФ в 1992 году, введением нематериальных активов в практику бухгалтерского учета и использованием их в деятельности хозяйствующих субъектов, а также трансфером технологий как важной составляющей процесса глобализации, характерным промышленно развитых стран, что стало особенно заметным на рубеже ХХ –XXI столетий. Объединяющим началом для всех отмеченных факторов стала их связь с созданием и продвижением на рынок объектов интеллектуальной собственности, относящихся к исключительным правам граждан и юридических лиц на владение результатами творческой деятельности.
Использование конкурентных преимуществ, которые потенциально и реально могут обеспечить инновации, защищенные в виде объектов интеллектуальной собственности, объективно затруднено не только низким уровнем профессиональных знаний хозяйствующих субъектов в этой сфере, сложившейся инновационной культурой, но и отсутствием конкретных механизмов стратегического управления конкурентоспособностью на основе инноваций. Для нашей страны круг отмеченных проблем приобретает особое значение в связи с принципиальным решением России о вступлении в ВТО. В этой связи проблема реализации потенциала российских предприятий, и прежде всего инновационного, для повышения их конкурентоспособности представляет особую важность, научную новизну и практическую значимость, а тема дипломной работы является актуальной.
Проблема конкурентоспособности предприятий заняла важное место в исследованиях современной экономики. Следует отметить изменение традиционного подхода к ней, связанного с новым видением факторов, составляющих ее основу. В частности, на передовые позиции в этой сфере выдвинулись направления, характеризующие продвижение инноваций в производство. Одним из первых на инновации как экономическое средство достижения высокой прибыли указал Й. Шумпетер. В зарубежных исследованиях такой подход имеет место в трудах Ф.Бидо, А. Бретта, Я. Ван Дейна, Р.Гамаша, Э.Денисона, П. Друкера, Дж. Козмецки, Р. Куна, А. Маршала, Г. Менша, М. Портера, Б. Санто, К.-Э. Свейби, Р.Солоу, Б.Твисса, М.Тушмана, Д. Фон Неймана, Е. Фриста, А. Хайека и других.
Среди отечественных экономистов, внесших большой вклад в исследование факторов конкурентоспособности, следует назвать С.В. Валдайцева, С.Ю. Глазьева, В.Я. Горфинкеля, П.И. Завлина, С.Д. Ильенкову, С.М. Климова, Г.Д. Ковалева, Н.Д. Кондратьева, Б.Б. Леонтьева, М.М. Лифица, Д.С. Львова, М.М. Максимцова, В.Г. Медынского, М.Г. Миронова, Н.К. Моисееву, В.В. Мокрышева, О.П. Молчанову, О.И. Новосельцева, А.И. Пригожина, А.Н. Романова, Р.А. Фатхутдинова, Б.Н. Чернышева,
Ю.В. Яковца и других ученых.
Несмотря на значительный вклад работ указанных авторов в исследование конкурентоспособности, остаются, однако, недостаточно изученными вопросы, связанные с адекватной оценкой конкурентоспособности предприятий, формированием их потенциала и мотивации, выступающими объектами стратегического управления. Для проблематики управления предприятием продолжает оставаться важным учет российской, в целом, и региональной, в частности, специфики, которую соответствующая методология позволяет включить в аналитический контекст стратегического управления конкурентоспособностью. Поэтому исследование факторов конкурентоспособности предприятия является весьма актуальным, что и определяет цель данного исследования и его основные направления.
Целью дипломной работы является разработка методологических основ и методических рекомендаций по выбору методов определения и направлений использования потенциала развития предприятия для обеспечения его конкурентоспособности.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих основных задач:
- определить роль и место инновационных факторов в ряду общей системы факторов конкурентоспособности, проанализировать существующие методические подходы к их оценке, выявить формы их реализации на предприятии;
- исследовать структуру информационного поля принятия решений и инновационно-рыночный потенциал базы нововведений РФ для формирования потенциала развития;
- обосновать методологию формирования потенциала развития на основе использования стратегического, тактического и оперативного подходов для выбора перспективных и приоритетных направлений деятельности предприятия в рамках управления конкурентоспособностью;
- разработать методики использования методов квалиметрии для определения технического уровня и комплексной оценки нововведений для формирования потенциала развития и роста конкурентоспособности предприятия;
- предложить методы повышения эффективности деятельности предприятия на базе бизнес-технологий и выбора типов инновационных стратегий развития: реализации нововведений, управления нематериальными активами и создания новых товарных рынков.
Объект дипломной работы – строительное предприятие.
Предметом дипломной работы являются методы структуризации и оценки инновационных факторов потенциала развития предприятия и обоснования направлений его использования для обеспечения конкурентоспособности в процессе стратегического управления.
Исследование основано на изучении трудов зарубежных и российских специалистов по вопросам рыночной экономики и управления, законодательных актов и методических документов по вопросам конкуренции и монополизма. Информационной базой послужили данные Росстата РФ, материалы периодической печати, основные задачи решались с помощью ПЭВМ. В процессе использовались методы логического моделирования, квалиметрии, опроса экспертов, статистической обработки данных, стратегического анализа и проектирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам дипломной работы получены следующие выводы.
1. В процессе исследования показано, что в современных условиях промышленное предприятие рассматривается как сложная производственная система, состоящая из взаимосвязанных бизнес-процессов и активно взаимодействующая с внешней средой. При этом важное значение имеет не только выделение основных и вспомогательных бизнес-процессов, но и разработка процесса управления конкурентоспособностью, в ходе реализации которого происходит оценка конкурентоспособности предприятия с целью формирования его конкурентной стратегии.
2. Раскрыта структурно-логическая модель формирования и реализации конкурентной стратегии промышленного предприятия, позволяющая учесть преимущества процессно-ориентированнного подхода при организации бизнеса, которые направлены на повышение адаптивности, гибкости, быстроты реакции на изменение конъюнктуры рынка, структурированности мотиваций и динамичности.
3. В результате исследования разработаны методические рекомендации по оценке потенциальных конкурентных преимуществ промышленного предприятия, на которых основывается процесс формирования его конкурентной стратегии.
4. Исследованием установлено, что конкурентоспособность предприятия определяется совокупностью свойств, характеристик и особенностей реализации бизнес-процессов, целью которых является достижение высокого результата по отношению к затратам, поэтому в качестве критерия конкурентоспособности предприятия предлагается рассматривать производительность его бизнес-процессов.
5. На примере разработан проект сети бизнес-процессов в привязке к структурным подразделениям предприятия, применена комплексная методика оценки потенциальных конкурентных преимуществ, а также произведена оценка конкурентоспособности. На основе результатов анализа предложена базовая конкурентная стратегия повышения производительности бизнес-процессов, актуальная в настоящее время для многих строительных предприятий.
В современных условиях промышленное предприятие рассматривается как сложная производственная система, состоящая из взаимосвязанных бизнес-процессов и активно взаимодействующая с внешней средой. При этом важное значение имеет выделение не только основных и вспомогательных бизнес-процессов, но и разработка процесса управления конкурентоспособностью, в рамках которого происходит оценка конкурентоспособности предприятия с целью формирования его конкурентной стратегии.
Однако, анализ тенденций и перспектив развития отечественной промышленности показывает, что нет единой точки зрения по вопросам о том, что представляет собой конкуренция в современных условиях, на чем основывается конкурентоспособность предприятия и какова должна быть методика ее оценки. Более того, практически не учитывается необходимость использования преимуществ процессно-ориентированного подхода в управлении конкурентоспособностью с целью формирования адекватной конкурентной стратегии промышленного предприятия. |