Аннотация: |
Введение
Актуальность настоящего дипломного исследования. Переход России к новым экономическим отношениям потребовал приведение законодательства, в том числе административного, в соответствие с этими отношениями. Правовой институт государственной регистрации юридических лиц, действий и актов в его современном правовом смысле для России является новым.
Ранее государственной регистрации не предавалось такого значения.
Она осуществлялась специально уполномоченными на то органами государство лишь после нотариального удостоверения сделок. Так, Гражданский Кодекс РСФСР 1922 г. предусматривал, что сделки купли-продажи строений подлежат нотариальному удостоверению и последующей регистрации в коммунальном отделе купли-продажи строений . Согласно Гражданскому Кодексу РФ 1964 г. нотариальное удостоверение сделок было первично, государственная регистрация - вторична .
За последние годы сфера применения института регистрации расширилась, что привело к значительному росту количества правоотношений, обслуживаемых этим институтом. Соответственно увеличилось количество различных нормативных актов, составляющих данный административно-правовой институт. Во времена существования Советского Союза государственная регистрация участников правовых отношений не была заметным явлением. Сугубо централизованное управление и явное преобладание государственной собственности нивелировали их особенности. Сейчас, в условиях развивающейся рыночной экономики, появляется множество самостоятельно действующих хозяйствующих субъектов. Сложная и противоречивая ситуация, сложившаяся в ходе проведения политических и экономических преобразований, не оставляет сомнения в необходимости ее регулирования со стороны государства. Государство, уменьшая объем прямого управления хозяйствующими субъектами, сохраняет и увеличивает объем регулирования их деятельности.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. В механизме признания права - институт регистрации играет важную роль.
Активное применение этого нового института в механизме правового регулирования общественных отношений обуславливает необходимость установления пределов действия названного правового режима, не допуская их чрезмерного расширения, а также теоретического и законодательного определения единых критериев, наличие которых предполагает обязательность регистрации того или иного объекта, выработки оснований их классификации.
Регистрационное законодательство носит фрагментарный и несистемный характер. Недостаточно исследованы материально-правовые и процессуально-правовые признаки института регистрации. Для системного осмысления состояния и проблем процессуально-правового регулирования института регистрации требуется провести комплексный анализ практики реализации исследуемого института.
Отсутствие научно обоснованных принципов формирования и единой концепции развития регистрационного производства привело к появлению множества регулирующих этот правовой институт нормативных актов, изданных различными органами государственной власти. В связи с этим возникает необходимость не только исследования теоретических аспектов построения и дальнейшего развития института регистрации в целом, но и точного установления понятий и сущности правовой природы регистрации, выработке на ее основе критериев классификации видов правоотношений, подлежащих обязательной государственной регистрации их подведомственности, единого порядка регистрации. Кроме того, не определено соотношение законодательного и подзаконного регулирования института регистрации, что нередко приводит к грубому нарушению прав и законных интересов граждан.
Раскрытию сущности и выяснению критериев регистрации посвящены работы многих ученых-административистов, таких как: И.Ш. Килясханов , П.И. Кононов , И.В. Панова , В.Д. Сорокин , Ю.А. Тихомиров . Большинство научных исследований, посвященных институту регистрации, не ориентированы на формирование его конституирующих основ.
Детально рассмотрены лишь некоторые аспекты, комплексному анализу этот институт административного права не подвергался, что свидетельствует о необходимости исследования данной проблемы.
Вышеизложенным и обусловлен выбор темы настоящего дипломного исследования.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления регистрации между органами исполнительной власти с одной стороны, и организациями, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами, с другой стороны.
Предмет исследования составляет совокупность административно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере государственной регистрации, а также теоретические и практические проблемы института регистрации и пути его совершенствования.
Главной целью дипломного исследования является определение сущности института регистрации и механизма его реализации на основе объективного анализа современного законодательства Российской Федерации, разработка теоретически обоснованных предложений и рекомендаций по устранению пробелов и противоречий в сфере регистрации.
Задачи работы:
- изучение требований государственных органов и должностных лиц,
предъявляемые к процессу государственной регистрации;
- анализ сложившейся практики государственной регистрации юридических лиц на материалах Кемеровской области;
- выявление пробелов действующего законодательства в данной сфере.
Методология и методы исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и связанные с ним специальные методы, адекватные специфике юридической науки: анализ и синтез, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, статистический и другие методы.
Научная новизна выражается в результатах комплексного исследования понятия и сущности института регистрации, прежде всего, в рамках теории административного права. В работе институт регистрации проанализирован главным образом с позиции обеспечения и защиты прав и свобод человека на основе сочетания их с публичными интересами.
Заключение
Правовые отношения между государством и юридическим лицом всегда носили сложный и одновременно политизированный характер. Временами государство вообще отвергало необходимость создания коллективного субъекта права, мотивируя это либо субъективными причинами (например, волей монарха), либо государственной необходимостью. Так, ещё Ж.Ж. Руссо полагал, что «важно… дабы получить выражение именно общей воли, чтобы в Государстве не было ни одного частичного сообщества и чтобы каждый гражданин высказывал только своё мнение» .
В юридической литературе недостаточно подробно проанализированы роль и место института регистрации в системе административного права, а также недостаточно изучен механизм государственного регулирования регистрационного производства. Вне рамок исследований остались проблемы трансформации государственной регистрации юридических лиц как института административного права в комплексный институт административного и информационного права, а также оптимизации правовых и организационных аспектов данного процесса.
Не в достаточной мере разработана и теоретическая база регистрации юридических лиц. В настоящее время в юридической литературе нет единого мнения по такому основополагающему вопросу, как отнесение института регистрации юридических лиц к гражданскому или административному праву.
Любопытно заметить, что элементы данных довольно архаичных в своей основе взглядов можно встретить и в современной юридической науке. Скажем, некоторые американские административисты при мотивировке по сути правильной позиции о необходимости более тщательного контроля над юридическими лицами, чем над лицами физическими, одним из доводов в пользу своего решения приводят то обстоятельство, что юридические лица являются «творением законодателя» .
Таким образом, тот укоренившийся относительно корпораций этатизм, легитимация которого была предопределена разновекторными историческими веяниями, имеет под собой и современную основу, которую в экономической литературе (иногда совершенно произвольно) определяют как ситуацию «завистнического соперничества» власти и бизнеса, кстати, не учитывая при этом наличия законно делегированных полномочий у органов правоохраны и их должностных лиц, альтернативных стимулов мониторинга, временного лага между индивидуальными актами применения закона, взаимопересекающихся в конечном итоге интересов.
Институт государственной регистрации основан на императивном методе регулирования. Принятие акта регистрации опирается на властные полномочия субъекта, представляющего исполнительную власть, а не на договор. Кроме того, подзаконное регулирование регистрационных отношений осуществляется исключительно органами исполнительной власти, что также говорит в пользу административно-правовой природы института регистрации.
Институт регистрации имеет материально-правовую и процессуально-правовую составляющие. Материально-правовой аспект института регистрации представлен нормами, определяющими:
- назначение, цели и задачи института регистрации;
- признаки, при наличии которых регистрация является обязательной;
- материально-правовой статус субъектов регистрационных правоотношений, а также нормами, устанавливающими ответственность сторон регистрационных правоотношений и нормами дефинициями .
Процессуально-правовыми нормами обеспечивается реализация материально-правовых норм, включаемых в рассматриваемый институт. В частности, это нормы, определяющие:
- стадии регистрационного производства;
- процессуально-правовой статус участников регистрационного производства;
- порядок реализации ответственности за нарушение норм, составляющих институт регистрации.
На основе анализа действующей правовой базы института регистрации следует выделить ряд признаков, наличие которых предполагает обязательность регистрации. А именно:
а) объекты регистрации являются источниками повышенной опасности;
б) объекты регистрации, деятельность которых создает опасность причинения вреда из-за невозможности осуществления полного контроля за ними со стороны государства;
в) имущественные и неимущественные права граждан, возникновение, изменение и прекращение которых невозможно без государственного подтверждения такого права;
г) объекты регистрации находятся под постоянным финансовым контролем государства и являются налогооблагаемыми;
д) объекты, обладающие указанными признаками, получили широкое распространение и имеют массовый характер на территории Российской Федерации .
Виды правоотношений, регулируемых нормами института регистрации, классифицируются по следующим критериям:
а) объектам и субъектам, подлежащим регистрации; регистрирующим органам; характеру регистрации; типу регистрации.
б) наличию или отсутствию компенсации за регистрацию; юридической силе норм, составляющих институт регистрации; времени действия документа о государственной регистрации; подведомственности принятия решения о признании недействующим документа о государственной регистрации.
В прошлые десятилетия государственная регистрация участников правовых отношений не была заметным явлением. Сугубо централизованное управление и явное преобладание государственной собственности нивелировали их особенности. Ныне, в условиях рыночной экономики, появляется множество самостоятельно действующих хозяйствующих субъектов. Государство, уменьшая объем прямого управления ими, сохраняет и увеличивает объем регулирования их деятельности. Учетно - контрольные и легализующие функции призван выполнять институт государственной регистрации. Это институт публичной власти для обеспечения публичных интересов и охраны законности на экономическом поле, регулируемый нормами административного и гражданского права .
Государственная регистрация как правовой институт характеризуется следующими признаками:
а) установление ее требований и процедур прежде всего законами;
б) государственное признание законности или незаконности действий юридического и физического лица;
в) обязательность осуществления регистрации для соответствующего органа и хозяйствующих субъектов;
г) обладание юридико - информационной ценностью.
Государственная регистрация как бы открывает дорогу юридическим и физическим лицам для экономической и иной деятельности. Поэтому она осуществляется в разных формах - как способ первичного учреждения статуса юридических лиц, как способ официального удостоверения видов юридических действий и правовых актов, как способ легализации изменения статусов физических лиц. Тем самым в основу многообразия жизнедеятельности субъектов права кладутся общие юридические критерии.
|