Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
По официальным данным вклад российского малого предпринимательства в ВВП оценивается в 11 - 12%, а доля занятых в секторе малого предпринимательства - 15 - 17%. По уровню занятости в секторе малого предпринимательства Россия отстает от США и развитых стран Европы (50 - 55%), Японии - (80%). В Китае малый бизнес формирует до 60% ВВП, а число занятых в нем составляет до 70%. В странах ЕС и США на 1000 жителей приходится 30 - 35 малых предприятий, в России - около 7.
Вместе с тем при сопоставлении вклада российских малых предприятий в ВВП страны с вкладом европейского и американского малого бизнеса следует учитывать, что критерии, применяемые в России, странах ЕС и США, несопоставимы. Так, в России к категории малых относятся предприятия с предельной численностью от 30 до 100 чел. в зависимости от вида деятельности. В странах ЕС и США оценивается общий вклад микропредприятий (до 10 чел.), малых (от 11 до 50 чел.) и средних предприятий (от 51 до 250 чел. - в ЕС, от 51 до 500 чел. - в США).
Согласно результатам анализа, проведенного в 2004 г. Агентством США по международному развитию совместно с Ресурсным центром малого предпринимательства РФ, вклад предприятий с численностью занятых до 250 чел. (малые и средние предприятия по классификации ЕС) по отношению к соответствующей суммарной величине всех предприятий России в 2002 и 2003 гг. составил 47%, а общая занятость в малом бизнесе на 1 января 2006 г. оценивается в 16,7 млн чел., или 24,5% от общего числа занятых в экономике. Однако эти показатели также ниже уровня экономически развитых стран.
Высокий уровень развития малого бизнеса в экономически развитых странах был бы невозможен без реализации системы мер государственной поддержки, включая меры налогового стимулирования.
В большинстве европейских стран налоговые льготы для малых предприятий предоставляются в форме специальных (пониженных) ставок. Льготные налоговые ставки чаще всего применяются в рамках прогрессивной шкалы налогообложения. При этом абсолютно отдельная, специально для субъектов малого предпринимательства, система правил определения налогооблагаемой прибыли - явление достаточно редкое.
В ряде стран субъектам малого предпринимательства разрешается единовременное списание (в определенных пределах) инвестиций в основные фонды. В других применяется ускоренная амортизация. В США предоставляются специальные налоговые льготы на венчурные инвестиции в малые предприятия отдельных категорий, а также действуют льготные ставки налога на прирост капитальной стоимости в части реализации акций малых предприятий.
В некоторых странах для субъектов малого предпринимательства установлен более высокий максимальный уровень вычитаемых в целях налогообложения расходов на НИОКР. Итальянские предприниматели получили упрощенную и ускоренную систему возврата НДС. В Австралии к субъектам малого предпринимательства применяется упрощенная система налогообложения, направленная на снижение административного бремени соблюдения налогового законодательства.
В России сложилась другая ситуация: упрощенная система налогообложения для малого предпринимательства предусматривает абсолютно иные правила, заключающиеся в замене основных налогов одним налогом.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы обосновать предложения по оптимизации налогообложения субъектов малого предпринимательства, направленных на создание условий для их устойчивого развития.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- исследовать теоретические положения роли регулирующей функции налога и механизма ее реализации в системе налогообложения субъектов малого предпринимательства;
- проанализировать общий и специальные режимы налогообложения субъектов малого предпринимательства;
- провести сравнительную оценку эффективности различных систем налогообложения субъектов малого предпринимательства;
- обосновать рекомендации по формированию оптимальной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Предметом дипломной работы являются совокупности налоговых отношений между государством и субъектами малого предпринимательства.
Объектом дипломной работы выступает субъект малого предпринимательства ООО «Прогресс М».
Теоретической и методологической основой дипломной работы являются научные труды по вопросу сущности и функций налогов, теории и практики налогообложения субъектов малого предпринимательства, в той или иной степени получившие освещение в работах Барулина С.В., Брызгалина А.В., Дадашева А.З., Кашина В.А., Князева В.Г., Малис Н.И., Павловой Л.П., Панскова В.Г., Поляка Г.Б., Родионовой В.М., Романовского М.В., Русаковой И.Г., Черника Д.Г., Шаталова С.Д. и других.
Информационной базой дипломной работы послужили законодательные и нормативные правовые акты РФ по вопросам налогообложения, статистические материалы, Федеральной налоговой службы, бухгалтерская и налоговая отчетность отдельных субъектов малого предпринимательства , публикации в периодических изданиях.
При проведении исследования были использованы диалектический метод, методы системного и функционального анализа, статистические группировки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам дипломной работы выделены основные предложения и рекомендации по построению оптимальной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства и в частности:
1. Обоснована необходимость активного использования регулирующей функции налогов в развитии и совершенствовании специальных режимов налогообложения в целях стимулирования экономики малого предпринимательства.
2. Разработаны предложения в отношении субъектов малого предпринимательства по применению механизма ускоренной амортизации основных средств, льгот по налогу на прибыль для отдельных видов предпринимательской деятельности и дополнительной индексации величины предельного размера доходов при упрощенной системе налогообложения, реализация которых призвана способствовать привлечению инвестиций в сферу малого предпринимательства и развитию этого сектора экономики.
3. Обоснованы рекомендации по формированию порядка налогообложения малого предпринимательства, реализация которых усилит стимулирующую роль систем налогообложения как фактора развития малого бизнеса в региональной экономике.
4. Разработаны предложения по совершенствованию отдельных элементов специальных налоговых режимов в части введения в рамках упрощенной системы единого налога на основе патента для арендаторов квартир, транспортных средств, земельных паев, а также налогообложения единым налогом на вмененный доход и увеличения размера корректирующего коэффициента К2. |