Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование предприятий теплоэнергетики в современных условиях хозяйствования вызывает объективную необходимость совершенствования существующих организационных и методических основ учетно-аналитического обеспечения управления их деятельностью. Многоаспектность проблем, возникающих в процессе формирования затрат и результатов теплоэнергетических предприятий в условиях рынка, учитывая высокую степень износа основных фондов и недостаточность финансирования, обуславливают необходимость развития концепции бухгалтерского учета, предполагающей использование новых принципов, способов, форм и методов его организации. Это позволит получить более точную и своевременную информацию о затратах с любой необходимой для управления степенью детализации.
В настоящее время учет, как одна из важнейших функций управления предприятиями теплоэнергетики, не в полной мере выполняет свое главное информационное назначение-формирование достоверных учетных показателей, необходимых для регулирования издержек производства и передачи тепловой энергии. Причины этого - отсутствие научно-обоснованной методики учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг. Поэтому особенно актуально стоит задача повышения аналитичности учета, наряду с вопросами экономического обоснования цены в условиях государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Эффективная постановка учета расходов в настоящее время становится насущной проблемой большинства теплоэнергетических предприятий. Ее решение невозможно без организованной должным образом системы внутреннего контроля.
Возрастание значения рационального использования всех имеющихся ресурсов и отсутствие в экономической литературе единства мнений относительно формирования учетно-аналитической базы управления затратами применительно к новым экономическим и организационно-техническим условиям финансово-хозяйственной деятельности предприятий теплоэнергетики определяют актуальность и значимость темы данного исследования.
Проблемам совершенствования учета затрат в связи с использованием его данных для управления уделялось и уделяется большое внимание. Значительную роль в разработке методологии учета сыграли такие видные отечественные ученые как: М.И. Баканов, П.С. Безруких, М.А. Вахрушина, К.М. Гарифуллин, В.Б. Ивашкевич, З.В. Кирьянова, М.В. Мельник, А.С. Маргулис, О.А. Миронова, В.Ф. Палий, В.И. Петрова, А.М. Пронина, Я.В. Соколов, В.И. Ткач, Н.Г. Чумаченко, А.А. Шапошников и другие.. Общетеоретические аспекты учета затрат и результатов деятельности нашли свое отражение в работах зарубежных авторов - Д.Ч. Гаррисона, К. Друри, Р. Каплана, Д. Нортона, Ч.Т. Хонгрена, Дж. Фостера, Г. Эммерсона и других.
Однако, что касается предприятий теплоэнергетики, то вопросы учетно-аналитического обеспечения управления затратами, формирующих тарифы на производство и передачу тепловой энергии, а так же организации внутреннего контроля за их величиной мало исследованы. Недостаточная теоретическая и практическая разработанность этих вопросов и их значимость в условиях реформирования теплоэнергетики обусловили выбор темы дипломной работы и определили постановку его целей и задач.
Целью дипломной работы является обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций по формированию учетно-аналитического обеспечения управления тарифами на предприятиях теплоэнергетики, адаптированных к современным условиям хозяйствования.
Такая целевая направленность обусловила необходимость решения следующих задач:
- исследовать проблемы учетно-аналитического обеспечения управления тарифами на предприятиях теплоэнергетики в условиях реформирования и определить влияние существующей законодательной и нормативной базы на формирование себестоимости производства и передачи тепловой энергии;
- раскрыть экономическую сущность услуги теплового комфорта в процессе производство-передача- потребление тепловой энергии как объекта бухгалтерского учета;
- изучить состав калькуляционных статей затрат на производство тепловой энергии и уточнить их классификацию в целях совершенствования учетно-аналитического обеспечения процессами их управления и формирования экономически обоснованных тарифов;
- предложить методику учета затрат на производство и передачу тепловой энергии на счетах бухгалтерского учета в условиях применения метода директ-костинга;
- обосновать целесообразность внедрения на предприятиях теплоэнергетики метода АВ-костинга для повышения информативности учетно-аналитического обеспечения управления затратами;
- разработать порядок формирования учетной информации для составления бюджетов доходов, расходов, инвестиций и движения денежных средств;
- разработать методические рекомендации по проведению внутреннего аудита, соответствующие главному требованию - результативности и эффективности деятельности отдельных подразделений предприятий теплоэнергетики;
Предметом дипломной работы явились проблемы теории и практики функционирования системы учетно-аналитического обеспечения управления тарифной политикой на предприятиях теплоэнергетики в условиях реформирования.
Объектом дипломной работы выступают предприятия теплоэнергетики.
Теоретической и методологической основой послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации по бухгалтерскому учету; международные стандарты финансовой отчетности; труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные проблемам формирования системы учетно-аналитического обеспечения затратами, материалы Комитета по регулированию цен и тарифов.
В ходе выполнения работы применялись различные методы научного исследования: выборочное наблюдение, группировка, сравнение, обобщение, монографический метод.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Россия располагает мощной электроэнергетикой, которая является не только базой развития экономики, но и инструментом проведения внутренней и внешней политики страны. Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, определяет формирование основных финансово-экономических показателей Российской Федерации и ее отдельных регионов.
В современной России экономическая сфера не является саморегулируемой системой, обходящейся без государственного вмешательства. В условиях перехода к рыночным отношениям государство не должно полностью исключать свое влияние на экономические процессы.
Надежное и эффективное функционирование электроэнергетики, бесперебойное снабжение потребителей электрической и тепловой энергией — основа развития экономики страны и неотъемлемый фактор обеспечения цивилизованных условий жизни всех ее граждан. Однако последние два десятилетия в электроэнергетике России отмечаются негативные тенденции: на фоне общего спада экономики электроэнергетика фактически превратилась в донора для других отраслей промышленности. Это обусловливалось в основном макроэкономическими факторами и неплатежами. Проблема перекрестного субсидирования в электроэнергетике вызывает уход крупных промышленных потребителей на оптовый рынок и финансовые потери («выпадающие доходы») электроэнергетических компаний. Генерирующие мощности в электроэнергетике устарели и износились, как и сетевое хозяйство, а отдельные регионы оказались практически изолированными от полноценного энергоснабжения. Государство не располагает достаточными финансовыми средствами, чтобы справиться с указанными проблемами.
В период, когда большая часть экономики осваивала новые, рыночные методы хозяйствования, приспосабливалась к функционированию в условиях открытой конкуренции, динамично меняющегося спроса, искала более совершенные методы менеджмента для повышения эффективности, снижения производственных издержек, в электроэнергетике остались законсервированными структура, формы и принципы управления, сформированные в условиях административно-командной экономики. В отличие от общепринятой практики контроля за издержками, существующей в секторах конкурентного рынка, менеджмент основного числа предприятий электроэнергетики практически не занимается оптимизацией собственных издержек, поиском вариантов эффективного использования привлекаемых ресурсов, требуя от органов ценового регулирования включения в регулируемые тарифы избыточных расходов. Результат — не только неуклонное ухудшение большинства ключевых технико-экономических показателей (неоправданный рост численности персонала, снижение эффективности использования топлива, рост транспортных потерь, финансирование неэффективных видов деятельности) и связанное с этим растущее ценовое давление, но и, главное, отсутствие достаточной массы выручки для финансирования программ производственного развития, привлечения заемного капитала для финансирования инвестиционного процесса .
В этих условиях ключевым становится вопрос о привлечении инвестиций в важнейшую отрасль, самостоятельно не способную мобилизовать требуемые средства. Одним из главных источников инвестиций должны стать средства негосударственного сектора. Но их можно привлечь в энергетику только при условии существования прозрачной и стабильной среды хозяйствования предприятий, стимулирующей повышение эффективности деятельности, включая снижение издержек и повышение прибыли. Для создания такой среды необходимо перейти на современные рыночные отношения.
Неблагоприятное положение в отрасли связано, в частности, с тем, что административно-правовая наука, в рамках которой изучались аспекты государственного управления экономикой, не уделяла проблематике этой отрасли должного внимания. Налицо потребность в исследованиях, посвященных административно-правовому регулированию этой базовой отрасли экономики, изучению правового обеспечения электроэнергетической политики страны и механизмов совершенствования управления электроэнергетикой.
Качественный рост энергоэффективности экономики и изменение инвестиционного климата в электроэнергетике невозможны без кардинального изменения системы государственного регулирования в отрасли и структурной реформы в электроэнергетике. Эту сложнейшую задачу и решает в настоящее время государство. Разработана и утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. , принят пакет законопроектов, определяющих принципы, этапы, сроки реформирования электроэнергетической отрасли. В связи с изменениями законодательства в сфере электроэнергетики требуется внесение изменений в существующую правовую базу и принятие целого ряда специальных нормативных актов.
В настоящее время базовым нормативным актом, опосредующим административно-правовое регулирование тарифообразования, является Постановление Правительства РФ от 26.02.04. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" , которым утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию .
Основной проблемой тарифообразования отрасли является нерешенный вопрос относительно различных видов перекрестного субсидирования (между регионами, между видами энергии, между группами потребителей и т.д.), несмотря на провозглашаемый принцип равенства участников экономических отношений и недопущения повышения тарифов для потребителей при установлении для других потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию. Обращается внимание на возможную коллизию принципов ценообразования, в частности принципов недопущения резкого роста цен на электроэнергию для населения и необходимостью ликвидации проблемы перекрестного субсидирования.
Выявлены и перечислены проблемы, которые необходимо решить, чтобы успешно завершить процессы совершенствования организации управления электроэнергетикой. Это сложность легитимно передать государству активы электроэнергетики (подлежащие такой передаче согласно концепции реформы) субъектами, не входящими в корпоративную структуру РАО "ЕЭС России"; неопределенность способов ликвидации аффилированности вновь созданных субъектов отрасли; недостаточный учет прав миноритарных акционеров, кредиторов реформируемых компаний и владельцев независимых от РАО "ЕЭС России" субъектов энергетики; фактическая монополизация розничных рынков сбыта электроэнергии энергосбытовыми компаниями, выделенными из АО-энерго; угроза создания новых, теперь уже межтерриториальных монополий одного вида деятельности; нерешенность проблемы различных видов перекрестного субсидирования; отсутствие приемлемых для энергосбытовых компаний правил отключения за неоплату энергии предприятий ЖКХ, мелких перепродавцов энергии; резко возросшие совокупные затраты старых и вновь возникающих компаний и включение их в тарифы для конечных пользователей.
Для решения перечисленных проблем, на взгляд автора, помимо незамедлительного изменения существующей и принятия новой нормативной базы, необходима скорейшая ликвидация аффилированности предприятий электроэнергетики совместными действиями органов государственной власти и ключевых субъектов электроэнергетики (в первую очередь РАО "ЕЭС России"). |