Аннотация: |
Введение
Актуальность темы исследования. Планированию налоговых доходов бюджетов России уделяется все больше внимания, как в научных исследованиях, так и в практической деятельности органов власти всех уровней, в связи с тем, что существенно возрастает значение объективных оценок доходного потенциала развития территории. Однако, действующие подходы к планированию нередко не приводят к достоверному обоснованию доходов региональных бюджетов и не ориентированы на результат, что обусловлено недостаточной разработанностью методологии и методического обеспечения бюджетного планирования доходов.
Поэтому актуальной проблемой в настоящий момент является создание системы планирования налоговых доходов, гармонично встроенную в систему бюджетного менеджмента, ориентированного на результат. Пока такая система находится в стадии становления, и предстоит еще очень много сделать в теоретическом и прикладном аспектах, чтобы она была реализована на практике. В связи с этим имеется острая необходимость в совершенствовании действующих и разработке новых методов планирования налоговых доходов, которые способствовали бы большей обоснованности плановых показателей, определению факторов и резервов роста доходов, принятию решений на основе многовариантных расчетов.
Решение вышеназванных проблем приобретает особую значимость в связи с дальнейшим реформированием бюджетного процесса и возрастанием роли прогнозных оценок при формировании бюджета и определяет актуальность темы дипломного исследования.
Степень разработанности проблемы. Изучению вопросов планирования налоговых доходов бюджета посвящены работы отечественных и зарубежных ученых. В области исследования методологических проблем планирования налоговых доходов наиболее плодотворны работы Балтиной А.М., Барулина С.В., Вылковой Е.С., Козенковой Т.А., Князева В.Г., Лермонтова Ю.М., Мельника Д.Ю., Панскова В.Г., Романовского М.В., Саакяна Р.А., Садыгова Ф.К., ., Свищевой В.А., Тихонова Д.Н Черника Д.Г., Юткиной Т.Ф. и др. Специфике планирования налоговых доходов при формировании федерального, региональных и местных бюджетов большое внимание уделено в работах Бобоева М.Р., Горшкова Д.А., Кашина В.А., Мишина В.И., Паскачева А.Б., Полякова Н.Ф., Яндиева М.И.
Цель работы. Основной целью работы является разработка результативной системы планирования налоговых доходов на региональном уровне как элемента бюджетного менеджмента на основе развития теоретических основ и совершенствования методологии планирования налоговых доходов с использованием методов ориентированных на результат в условиях неопределенности принятия решений.
Задачи исследования. В соответствии с целью дипломного исследования в работе поставлены следующие задачи теоретического и прикладного характера:
- уточнить содержание планирования налоговых доходов как элемента бюджетного менеджмента;
- изучить принципы и методы планирования налоговых доходов;
- выявить факторы, оказывающие влияние на налоговые доходы региональных бюджетов;
- проанализировать структуру и динамику налоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации;
- определить мероприятия по повышению роли планирования налоговых доходов в бюджетном процессе.
Предметом исследования в дипломной работе является система денежных отношений, возникающих в бюджетном процессе и бюджетном управлении на уровне субъекта Российской Федерации.
Объектом исследования определена действующая система планирования налоговых доходов регионального бюджета как этап бюджетного процесса и элемент бюджетного менеджмента.
Методологической основой исследования послужили такие методы научного познания, как логический, системный, экономико-статистический, сравнительный анализ и синтез. Применены параметрические и непараметрические многомерные статистические методы, корреляционно-регрессионный анализ и адаптивные методы.
Заключение
Наиболее важные научные результаты дипломной работы заключаются в следующем:
- уточнено содержание планирования налоговых доходов с позиций бюджетного менеджмента как его функции, задающей параметры будущего состояния финансовых потоков в экономической системе и потенциальные возможности осуществления воздействий на поведение участников бюджетного процесса;
- определена область рационального применения общих принципов планирования для обоснования параметров налоговых доходов регионального бюджета исходя из временных границ плановых периодов и соответствующих им задач;
- установлено, что среди факторов, определяющих налоговые доходы регионального бюджета, решающее значение имеют структура и налогоемкость экономики по видам деятельности, объем произведенной в регионе продукции, оценка которых с использованием результатов непараметрического многомерного статистического и кластерного анализа позволила сгруппировать регионы в зависимости от рассматриваемых показателей;
- обоснована целесообразность и оценена надежность применения модели авторегрессии Бокса-Дженкинса на основе проинтегрированного скользящего среднего уровня налоговых доходов регионального бюджета для их прогнозирования на краткосрочную перспективу;
- сформулированы условия повышения результативности планирования налоговых доходов регионального бюджета, ориентированные на улучшение координации действий участников бюджетного менеджмента на всех стадиях бюджетного процесса и включающие в себя информационно-аналитическое обеспечение, многовариантные расчеты и методы, соответствующие уровню неопределенности решаемых задач;
- предложена модель расчета налоговых доходов регионального бюджета, учитывающая структуру видов экономической деятельности, динамику показателей объема произведенной продукции и коэффициентов налогоемкости, предназначенная для получения многовариантных сценариев оценки влияния изменений внешней среды.
Основные меры по совершенствованию работы налоговых органов по планированию поступлений в бюджет, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки были осуществлены в 2001-2007 гг.
Совершенствование налоговой политики для получения желаемого эффекта должно затронуть все элементы существующей налоговой системы: законодательство, административное, технологическое, информационное обеспечение, в целом налоговую культуру. Оно должно органично вписаться в мероприятия проводимых в стране институциональных реформ: административной, бюджетной, муниципальной, реформы государственной службы.
Для укрепления лояльности налогоплательщиков и увеличения налоговых поступлений большое значение имеет система информирования населения через средства массовой информации о результатах налогового администрирования, например, об увеличении числа зарегистрированных налогоплательщиков, увеличении налоговых поступлений, результатах ревизий, уменьшении числа уклоняющихся от налогов. Опыт показывает, что именно информация о результатах налогового администрирования часто более эффективна, чем объявление о намерениях.
Повышению имиджа налоговых служб и укреплению доверия к налоговой системе служит эффективная и своевременная помощь налогоплательщику в составлении налоговой декларации и, вообще, при осуществлении всей процедуры уплаты налогов.
В Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Владимирской области допускаются нарушения процедуры принудительного взыскания задолженности по платежам в бюджет.
В целях пресечения уклонения от налогообложения посредством открытия организацией новых счетов, по нашему мнению, целесообразно информацию о наличии решения о приостановлении операций по телекоммуникационным каналам связи направлять не только в банки, в которых открыты счета налогоплательщика – должника, но и во все другие банки на территории Российской Федерации.
Таким образом, налогоплательщик не сможет открыть новый счет в любом банке на территории России и провести по нему какую-либо финансовую операцию до тех пор, пока им не будет погашена задолженность по платежам в бюджетную систему. |