Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития, когда внешняя среда значительно усложнилась, проблема устойчивого функционирования социально-экономических систем не только не потеряла своей значимости, но и приобрела новые аспекты в своем развитии.
В условиях конкурентной среды деятельность промышленного предприятия качественно изменилась. Функционирование предприятия в условиях рыночной неопределенности предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Для того, чтобы эффективно работать в условиях возрастающей конкуренции необходимо постоянное развитие всех сторон его деятельности в контексте среды хозяйствования. Для этого предприятие должно оценивать, контролировать и моделировать свою экономическую устойчивость, обеспечивая полное и эффективное использование внутренних факторов развития производства, координируя деятельность подсистем предприятия под влиянием совокупности внешних факторов.
Обеспечение устойчивого функционирования и развития первичного звена экономики – предприятия является основой реализации стратегии устойчивого экономического развития России. В связи с этим развитие теории и практики обеспечения экономической устойчивости промышленного предприятия приобретает в настоящее время не только теоретическое, но важнейшее практическое значение.
Производство строительных материалов и конструкций является крупной сферой экономики, включающей десятки видов экономической деятельности и образующей основу материально-технической базы строительства. Капитальное строительство, осуществляя материализацию капитальных вложений и создавая условия функционирования средств производства всех сфер экономики, создает материальную базу для динамичного развития экономики страны в целом.
Поскольку предприятие относится к динамично развивающимся системам с постоянно изменяющимися условиями функционирования, обеспечение его устойчивого развития является сложной задачей. Необходимым условием принятия обоснованных решений направленных на обеспечение экономической устойчивости субъекта хозяйствования и реализации стратегии деятельности, направленной на устойчивое развитие является количественная оценка его экономической устойчивости.
Изучение фундаментальных трудов и новейших разработок в области экономики и управления предприятием позволило сделать вывод об отсутствии единого подхода к оценке экономической устойчивости предприятия. В связи с этим в работе предпринята попытка комплексного рассмотрения понятия устойчивости с позиций системного подхода и разработки методики оценки экономической устойчивости промышленного предприятия как локальной социально-экономической системы.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков экономической теории, исследования отечественных и зарубежных ученых в области теории организации сложных систем, экономики и управления предприятием, финансового и технико-экономического анализа. В процессе исследования использованы законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации, определяющие стратегию развития экономики страны в целом и Хабаровского края, в частности.
В области общесистемного подхода широко известны работы
Р. Л. Акоффа, Ф. Берталанфи, К. Боулинга, Н. П. Бусленко, Дж. Гига,
Ф. О. Эмери, С. Янга, идеи которых нашли развитие в работах
Л. И. Абалкина, Е. Г. Гинсбурга, В. В. Дружинина, Д. С. Конторова,
Н. П. Иващенко, Т. Д. Масловой, С. Е. Хачатурова, Л. М. Чистова,
М. А. Шляйферта и других ученых. Проблемы обеспечения экономической устойчивости предприятия нашли отражение в трудах И. В. Брянцевой,
Р. Ю. Лоскутова, Р. М. Магомедова, О. В. Олефиренко, А. И. Романовой,
Л. Н. Храмовой и др. Проблема финансовой устойчивости получила широкое развитие в трудах В. В. Ковалева, Г. В. Савицкой, А. Д. Шеремета.
Однако при всей ценности научного вклада, внесенного этими учеными, по-прежнему существует ряд нерешенных теоретических и практических проблем, связанных с неразработанностью методов оценки и обеспечения стабильного развития промышленного предприятия, что и обусловило выбор цели исследования. Представленное исследование, его теоретические, методологические положения и методические рекомендации в определенной мере восполняют этот пробел.
Цель дипломной работы состоит в разработке методических основ оценки экономической устойчивости промышленного предприятия и комплексном экономическом исследовании предприятий промышленности строительных материалов. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
– рассмотрение сущности внутренней среды и экономической устойчивости промышленного предприятия;
– выявление и классификация факторов, определяющих внутреннюю среду промышленного предприятия;
– количественная оценка влияния факторов внутренней среды на экономическую устойчивость промышленного предприятия;
– изучение методики оценки внутренней среды промышленного предприятия;
– обоснование системы показателей, характеризующих внутреннюю среду предприятия;
– анализ состояния и проблем развития предприятий;
– оценки экономической устойчивости на примере предприятий по производству строительных материалов и конструкций.
Предмет дипломной работы - совокупность теоретических, методических и практических вопросов внутренней среды промышленного предприятия.
Объект исследования: предприятия промышленности материалов, функционирующие в современных условиях хозяйствования.
Теоретической и методологической основой дипломной работы явились объективные экономические законы, современные экономические теории, исследования отечественных и зарубежных ученых в области экономики и управления функционированием и развитием внутренней среды предприятий, теории организации сложных систем.
Методы исследования. Использовались общенаучные методы познания, в частности, методы экономико-математического, технико-экономического, системного, логического анализа, экспертных оценок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из проведенного анализа фирмы ООО «Денвер-МК», можно сделать следующие выводы:
1) компания ООО «Денвер-МК» ведет на рынке продажи агрессивную политику, старается увеличить свою долю рынка;
2) активно привлекает заемные средства, в частности, коммерческий кредит;
3) проведена сегментация рынка, компания хорошо знает своих клиентов;
4) ставка делается на крупных и средних клиентов компании.
Таким образом, в результате проведенного анализа финансовой отчетности ООО «Денвер-МК» можно сделать следующие выводы: в течение 2007 года валюта баланса увеличилась на 21 %. В 2009 году сумма средств возросла в 2,7 раза (78920/29899). Можно сделать вывод о росте предприятия, наращивании его потенциала.
Основную долю в составе имущества занимают оборотные активы. Продолжается тенденция роста удельного веса оборотного капитала в составе средств предприятия: с 89,09 % на 01.01.2009 до 94,03 % на 01.01.2008. Однако, несмотря на их рост в течение 2009 года, началась тенденция к снижению удельного веса оборотного капитала с 94,03 % до 89,86 % на 01.01.2008.
В составе самих оборотных активов так же произошли сдвиги: продолжилась тенденция к увеличению удельного веса запасов (основную долю в которых составляют товары для перепродажи: 2008 год — 72,3 %, 2009 год — 94,5 %, 2007 год — 88,3 %). Фирма ООО «Денвер-МК» в своей работе делает ставку, в основном, на продажу. То есть фирма ООО «Денвер-МК» решила сделать упор на расширение своей деятельности в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде.
Основная стратегия, на которую ориентируется - это «стратегия лидера по издержкам». В компании на начало 2008 года всего 4 человека, расширение по персоналу может произойти не ранее лета.
К конкурентным преимуществам относятся:
1. Компания существовала на рынке с 1994г, имеет накопленный опыт работы на данном рынке, имеет деловые связи с поставщиками и клиентами.
2. Использование стратегии «лидера по издержкам» по отношению к основным конкурентам.
3. Существует интерес «лояльных» клиентов к товару и к компании в целом, который необходимо использовать в полной мере.
4. Создание склада в Москве может привлечь «старых» и потенциальных клиентов.
5. Детальная проработка ассортимента и ввод новых позиций в ассортимент компании.
6. Расширение охвата ряда товаров.
7. На первом этапе работы 6-8 мес. привлечение любых клиентов для работы с компанией.
8. Сниженные затраты на доставку клиентам запасных частей благодаря наличию «своей транспортной компании», может позволить выиграть один из этапов борьбы за клиента перед конкурентами.
Исходя из этого, компании необходимо сделать следующее:
1. Оповестить всех постоянных клиентов о начале работы на рынке Москвы, напомнить о себе.
2. Довести до сведения клиентов возможные выгоды при работе с компанией, такие как:
- бесплатная или дешевая доставка;
- дополнительные скидки при закупке крупной партии товаров (при наличии своей транспортной компании можно уровень рентабельности несколько снизить, используя «цены проникновения на рынок», при этом используя знания о положении дел в оставшейся части компании ООО «Денвер-МК», сделать скидки для «стары» клиентов на 2-3 % больше, чем у конкурентов);
- возможность приобретения запасных частей «на заказ».
3. Так как компания на данный момент времени испытывает материальные трудности и не может платить достойную заработную плату большему количеству сотрудников, в которых нуждается, к работе в компании можно привлечь студентов старших курсов экономических ВУЗов на неполный рабочий день. Преимуществом в данном случае является то, что можно экономить на заработной плате, привлекая молодых энергичных людей, способных предложить и реализовать новые нестандартные идеи.
4. Необходимо освоить новую группу ассортиментного перечня товаров.
|