Аннотация: |
Введение
Инвестиционная деятельность представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования любой коммерческой организации. Причинами, обусловливающими необходимость инвестиций, являются обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производства, освоение новых видов деятельности.
Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества. Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестирования, заслуживает серьезного внимания.
Главным направлением предварительного анализа является определение показателей возможной экономической эффективности инвестиций, т.е. отдачи от капитальных вложений, которые предусмотрены по проекту. Как правило, в расчетах принимается во внимание временной аспект стоимости денег.
В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем объем финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, у любого предприятия ограничен. Поэтому особую актуальность приобретает задача оптимизации инвестиционной политики.
Проблема оценки эффективности принимаемых решений и выбора наиболее предпочтительных альтернатив всегда имела большое значение. Однако она по-разному решается в централизованной и рыночной экономиках.
После перехода к рыночным методам хозяйствования значение проблемы эффективности инвестиционной политики существенно возрастает. Это обусловлено, в частности, необходимостью определения эффективности принимаемых решений на разных уровнях управления: федеральном, региональном, уровне хозяйствующих субъектов. Наряду с необходимостью выбора эффективных решений с народно-хозяйственных позиций требуется оценка альтернатив с точки зрения предприятий, отраслей, производственных комплексов и других экономических субъектов, в то время как существенно снижается вмешательство государства в вопросы, относящиеся к процессам определения наиболее предпочтительных решений. По-новому решаются вопросы теории и практики оценки эффективности инвестиций..
В настоящее время проблема определения эффективности инвестиционной политики является актуальной и имеет теоретическое и практическое значение. Проблемы методологического и прикладного характера, относящиеся к выбору эффективных инвестиционных решений на основе принципа обеспечения сопоставимости альтернатив предопределили выбор темы диссертационного исследования.
Информационной базой исследования являются Законы РФ, Указы президента, Постановления правительства РФ, нормативно – методические документы, а также экономическая литература по данному вопросу.
Исследованием проблем эффективности инвестиционной политики предприятия занимались зарубежные ученые Бригхем Ю., Ван Хорн Дж.К., Гапенски Л., Гитман Л.Дж., Джонк М.Д, Норткотт Д., Сигел Д.Г., Шим Д.К., а также российские ученые Абрамов С.И., Бланк И.А., Балабанов И.Т., Бочаров В.В., Ермасова Н.Б., Игонина Л.Л., Мухарь И.Ф., Стоянова Е.С., Суров С.Ю., Сурова Н.Ю., Шапиро В.Д.
В качестве центральной исследовалась проблема финансирования инвестиционной деятельности зарубежными учеными - Джонс Э., Крушвиц Л., Росс С., Тейлор А.Х., Ченг Ф.Ли, Финнерти Д.И., а также российскими учеными – Бард В.С., Вахрин П.И., Веретенникова И.И., Ермасов С.В., Захарова Г.В., Игошин Н.В., Катасонов В. Ю., Морозов Д.С., Москвин В.А., Петров М.В., Сергеев И.В. Эта проблема стала центральной в трудах ученых Республики Казахстан - Нурсеита Н.А., Челекбай А., Кучукова А.
Вопросы оценки потенциала, эффективности и результативности инвестиционных вложений рассматривали такие зарубежные ученые, как Блех Ю., Бирман Г., Гетце У., Хавранек П.М., Шмидт С., а также российские ученые – Аньшин В.М., Баландин В.С., Бариленко В.И., Бортников А.П., Валдайцев С.В., Волков И.М., Грачева М.В., Ендовицкий Д.А., Жиц Г.И., Журавкова И.В., Идрисов А.Б., Ковалев В.В., Крейнина М.Н., Крылов Э.И., Лимитовский М.А., Мелкумов Я.С., Плотников А.Н., Ример М.И., Савицкая Г.В., Савчук В.П., Сайфулин Р.С., Хачатуров Т.С., Шеремет А.Д., Швандар В.А., Четыркин Е.М.
Несмотря на наличие указанных работ в настоящее время имеется необходимость развития теории и практики выбора эффективных инвестиционных решений. Особенно это относится к решению проблем, связанных с приведением альтернатив к сопоставимому виду. Указанная проблема явно недостаточно рассмотрена как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
С учетом изложенного можно сделать вывод о необходимости развития теории и практики оценки эффективности инвестиционной политики предприятия с учетом обеспечения сопоставимости принимаемых решений.
Предметом данной работы является анализ эффективности инвестиционной политики.
Объектом работы является ЗАО «Хлебозавод № 22».
Цель работы – изучить теоретические и практические аспекты по оценке эффективности инвестиционной политики предприятия.
Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы инвестиционной политики предприятия;
Провести оценку эффективности инвестиционной политики предприятия (на примере ЗАО «Хлебозавод № 22»);
Представить обоснование инвестиционного проекта предприятия (на примере ЗАО «Хлебозавод № 22»).
Работа состоит из введения, 3-х глав и заключения.
В 1 главе рассматриваются теоретические основы инвестиционной политики предприятия.
Во 2 главе проводится оценка эффективности инвестиционной политики предприятия (на примере ЗАО «Хлебозавод № 22»).
В 3 главе представлено обоснование инвестиционного проекта предприятия (на примере ЗАО «Хлебозавод № 22»).
Заключение
Эффективность развития экономики страны, её отдельных регионов, отраслей и новых форм собственности во многом зависит от характера инвестиционной политики, её направленности на наиболее полное и рациональное использование всех видов ресурсов. Основная цель современной инвестиционной политики - перевод экономики на интенсивный путь развития с последующим сокращением затрат на экстенсивный рост производственного потенциала и увеличение вложений в интенсификацию использования уже задействованных основных производственных фондов.
Предприятия (фирмы) постоянно сталкиваются с необходимостью инвестиций, т.е. с вложением финансовых средств (внутренних и внешних) в различные программы и отдельные мероприятия (проекты) с целью организации новых, поддержания и развития действующих производств (производственных мощностей), технической подготовки производства, получения прибыли и других конечных результатов, например природоохранных, социальных и др.
По финансовому определению, инвестиции - это все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода (выгоды);
По экономическому определению - расходы на создание, расширение или реконструкцию и техническое перевооружение основного и оборотного капитала.
Инвестирование важно потому, что наращивание производственных мощностей обычно сопровождается значительными расходами, и прежде чем потратить огромное количество денег, необходимо иметь хорошо составленный инвестиционный план, поскольку свободные финансовые ресурсы в больших объемах не всегда имеются в наличии. Фирме, намеревающейся произвести серьезные капиталовложения, может понадобиться упорядочение вопросов финансирования на несколько лет вперед, чтобы быть уверенной, что средства, требуемые для развития, будут доступны в нужное время.
Инвестиции обеспечивают динамичное развитие предприятия и позволяют решать следующие задачи:
расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;
приобретение новых предприятий;
диверсификация (освоение новых областей бизнеса, стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства).
Таким образом, инвестиции это процесс вложения капитала в денежной, материальной и нематериальной формах в объекты предпринимательской деятельности или финансовые инструменты. С целью получения текущего дохода (прибыли) и обеспечения возрастания капитала. Инвестиции являются главной формой, реализующей стратегию развития предприятия.
Принятие решения на основе тщательного экономического обоснования о целесообразности вложения инвестиций на развитие производства является важным, но не окончательным моментом в эффективном использовании капитальных вложений, так как впереди предстоит капитальное строительство, то есть реализация выбранного проекта.
Планированию инвестиций должен предшествовать глубокий анализ их экономического обоснования с учетом риска и инфляционных процессов.
Основа эффективной инвестиционной деятельности заключается в совершенствовании внутреннего экономического механизма управления этой деятельностью. Для предприятий различных отраслей материального производства продукции и сферы услуг возможны уточнения и дополнения предлагаемого внутреннего механизма управления инвестиционной деятельностью. Однако в целом, по нашему мнению, такую структуру механизма можно использовать как основу для разработки грамотной политики управления инвестиционной деятельностью предприятий.
Анализ инвестиционной политики ЗАО «Хлебозавод № 22» позволил сформулировать следующие выводы и предложения.
Основными задачами активизации управления инвестиционной политикой предприятия являются:
1.Выбор и реализация наиболее эффективных инвестиционных проектов, обеспечивающих рост производственного и экономического потенциала предприятия.
2.Изыскание инвестиционных источников финансирования инвестиционных проектов.
3.Максимизация отдачи от реализации инвестиционных проектов.
4.Минимизация риска при осуществлении инвестиционного проекта.
5.Обеспечение финансовой устойчивости и финансовой реализуемости инвестиционного проекта в процессе осуществления инвестиционной деятельности.
6.Изыскание путей ускорения реализации инвестиционных проектов, включая этап их осуществления.
7.Осуществление учета, контроля, анализа и регулирования инвестиционной деятельности.
8.Формирование инвестиционного портфеля и инвестиционных планов.
9.Организация мониторинга инвестиционных проектов и программ, включая сбор и обработку информации о различных показателях, связанных с реализацией инвестиционных проектов, выявление причин, обусловивших отклонение фактических показателей от расчетных значений инвестиционных проектов, разработку предложений по внесению корректив в инвестиционные проекты и программы.
10.Учет фактора времени и инфляции при расчете эффективности инвестиционного проекта.
11.Изучение и анализ активности инвестиционного роста: спроса и предложения, цен на инвестиционные ресурсы, услуги, объекты недвижимости, оборудование и т.п.
12.Обоснование системы показателей, характеризующих эффективность инвестиционного проекта.
Таким образом, результативность инвестиционной деятельности в значительной степени зависит от совершенства управления процессами реализации эффективной инвестиционной политики предприятия.
Хотя хлеб и хлебобулочные изделия — одни из основных продуктов питания в рационе российских потребителей, хлебобулочная промышленность по-прежнему остается одной из наименее привлекательных с точки зрения привлечения инвестиций отраслей, и эта ситуация вряд ли изменится к лучшему в ближайшие годы. Это связано с тем, что россияне предпочитают традиционные сорта хлеба, с государственным регулированием цен на хлеб, а также с традиционной локальностью производства и ориентацией производителей только на местные рынки. Рынок хлебобулочных изделий жестко структурирован, и те производители, которые не стремятся расширять географию сбыта своей продукции, уменьшают занимаемую ими долю рынка.
Многие предприятия для повышения своей рентабельности приняли решение работать в смежных отраслях, таких как кондитерская, и пытаются увеличить прибыль путем создания собственных сбытовых сетей. Это позволяет наиболее удачливым предприятиям повысить прибыль до 40%. Но все-таки главной проблемой для хлебобулочной промышленности является острый дефицит инвестиционных ресурсов. В 2004 г. рост объемов производства макаронных изделий по сравнению с уровнем 2003 г. составил 8,5%, а вот производство хлеба и хлебобулочных изделий сократилось на 4,7%. Несколько возросли объемы производства и в мукомольно-крупяной промышленности — 102,3% по сравнению с 2003 г.
Следует отметить, что кондитерская отрасль оказалась одной из наиболее привлекательных как для российских, так и для иностранных инвесторов наряду с молочной промышленностью и производством пива, так как в России по сравнению с западными странами традиционно высок уровень потребления кондитерских изделий. Ежегодно россияне потребля-ют около 500 тыс. тонн карамели, 770 тыс. тонн мучных кондитерских изделий и 325 тыс. тонн шоколада. Потребление же кондитерских изделий жителями западных стран в целом сокращается, так как в последние годы там особенно сильны тенденции к переходу на здоровое питание с увеличением в рационе белковых продуктов взамен углеводсодержащих. Именно поэтому на рынке кондитерских изделий, и особенно шоколада, так много импортной продукции и сильны позиции иностранных производителей, организовавших в России свое производство на уже имевшихся ранее мощностях и также построивших новые кондитерские фабрики.
Таким образом, положение в отрасли, к которой относится предприятие, можно охарактеризовать как посткризисное с тенденцией к росту в новых сегментах рынка, при наличии острой конкуренции и к реструктуризации отрасли, в соответствии со стоящими перед ней задачами. При этом в конкурентной борьбе выживают те из отечественных производителей, которые переходят на новый, более рентабельный, ассортимент и кооперируются с западными производителями.
Для устранения методических проблем реализации эффективной инвестиционной политики необходимо сконцентрировать работу с приоритетными инвестиционными проектами (включая процедуру рассмотрения проектов, организацию их финансирования и мониторинга) в одной структуре, которая должна:
– проводить экспертизу проектов, претендующих (в соответствии с установленными приоритетами) на получение финансовой поддержки;
– организовать финансирование проекта (т. е. обосновать наиболее рациональную схему финансирования, применяемые инструменты и методы, источники и участвующие в финансировании финансовые институты);
– принять решение о формах и степени участия инвестора в финансировании проекта;
– обеспечить сопровождение проекта и согласование взаимодействия всех участников финансирования проекта;
– осуществлять финансовый мониторинг проекта и возврат заемных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заканчивая данную работу, вновь следовало бы подчеркнуть, что проблема правонарушений во внешнеэкономической сфере крайне актуальна для практических работников как следственных, так и оперативно - розыскных подразделений. Так, по мнению большинства респондентов, наиболее сложными являются уголовные дела о должностных преступлениях. Среди них, в свою очередь, особое место по сложности, высокому уровню латентности, уровню внутреннего и внешнего противодействия следствию и по многим другим параметрам выделяются именно уголовные дела о должностных преступлениях в таможенных органах.
21 ноября 2003 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", который вступил в силу 18 июня 2004 г.
Согласно этому Федеральному закону органами валютного регулирования являются Правительство РФ и Центральный банк РФ (ч. 1 ст. 5). Таким образом, Государственный таможенный комитет РФ больше не является органом валютного контроля (со всеми вытекающими отсюда проверками и их последствиями в виде наложения административных взысканий), а будет являться агентом валютного контроля наравне с уполномоченными банками-резидентами: проект соответствующего федерального закона в ближайшее время будет рассмотрен Государственной Думой РФ.
Валютное регулирование в настоящее время состоит из указанного Федерального закона, принятых в соответствии с ним федеральных законов и изданных органами валютного контроля (в частности, Центральным банком России) нормативных правовых актов.
В структуре Федерального закона можно выделить регулятивную, учетную, контрольную части и часть об ответственности за валютные правонарушения.
Регулятивная часть Федерального закона базируется на трех основных принципах:
1) все виды регулируемых операций должны прямо содержаться в Федеральном законе. Если та или иная операция в законе не предусмотрена, то орган валютного контроля не вправе наложить ограничения для ее совершения без издания соответствующего нормативного правового акта (ч. 2 ст. 5). Виды валютных ограничений следующие: требование об установлении резервирования, использование специального счета, требование о предварительной регистрации банковского счета;
2) в Федеральном законе больше нет места индивидуальным разрешениям, выдаваемым Центральным банком России (ч. 3 ст. 5), однако это правило содержит исключения: продолжают действовать ранее выданные юридическим лицам временные (годовые) разрешения для открытия счетов за рубежом (действие ст. 12 прекращается с 18 июня 2005 г.), но необходимо иметь в виду то, что согласно ст. 28 Федерального закона в такого рода временные разрешения практически невозможно внести изменения;
3) если операция отнесена к регулируемой, но к моменту ее совершения отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий специальный порядок ее совершения, то считается, что операция осуществляется без ограничений. В этой связи можно привести положения ч. 6 ст. 4 о том, что все неустранимые сомнения трактуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Новеллой валютного регулирования является введение таких обеспечительно-регулятивных мер, как требования об открытии специальных банковских счетов, о резервировании и о предварительной регистрации счетов.
Федеральным законом устанавливается, что указанные меры могут быть приняты органами валютного контроля: единолично Правительством РФ; либо Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ; либо Центральным банком РФ по согласованию с Правительством РФ; либо единолично Центральным банком РФ.
Социально-экономические процессы, происходящие в России на протяжении последних пятнадцати лет, сопровождались резкими кардинальными изменениями механизма внешнеэкономической деятельности. Одно из последствий этого - развитие криминогенной обстановки, продуцирующей рост преступных посягательств в сфере внешнеэкономической деятельности нашего государства.
Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнеэкономическую деятельность - эффективная работа таможенной службы. Сегодня таможня является важным составляющим экономического ресурса России, одним из крупнейших "доноров" государственного бюджета, перечисляющим в казну миллиарды рублей. Так, в 2005 г. таможенными органами России перечислено в доход федерального бюджета 2,102 трлн. руб. (74,4 млрд. долл. США). Таможенные платежи обеспечили 42% доходной части бюджета. По данным пресс-службы ФТС РФ за восемь месяцев текущего 2006 г. таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 1807,6 млрд. руб., что составило 127,11% от планового задания, установленного Федеральным законом "О бюджете на 2006 год" .
К сожалению, деятельность Федеральной таможенной службы еще не в полной мере отвечает задачам активизации борьбы с криминальными проявлениями во внешнеэкономической сфере. Об этом неоднократно говорили в своих выступлениях Президент страны, руководители силовых структур, сообщали средства массовой информации. О проблемах в организации работы таможенного ведомства косвенно свидетельствует частая смена руководителей Федеральной таможенной службы (ранее - Государственного таможенного комитета).
Однако, как показывают события последнего времени, руководство страны в лице Президента и Правительства предприняли энергичные меры по устранению криминогенных элементов из сферы внешнеэкономической деятельности. На это был направлен ряд административных и иных мероприятий. В частности Указом Президента РФ Федеральная таможенная служба выведена из подчинения Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и подчинена непосредственно Правительству, произведены замены в руководстве ФТС РФ. Наряду с этим в ряде региональных таможен были смещены руководители и их заместители, в отношении некоторых из них возбуждены уголовные дела, поскольку они, по утверждению Генеральной прокуратуры, при поддержке десятков подельников, злоупотребляя служебным положением, нанесли казне ущерб в сотни миллионов долларов.
Одной из характерных особенностей внешнеэкономических правонарушений (особенно таможенных преступлений) таможенных преступлений является то, что все рассматриваемые нормы являются бланкетными, в силу чего необходимо обращаться к целому ряду нормативных документов. В первую очередь это Таможенный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законы Российской Федерации, приказы Федеральной таможенной службы и др.
По информации Управления таможенных расследований и дознания ФТС России за 2005 г. таможенными органами Российской Федерации возбуждено 3264 уголовных дела, что на 23% больше показателя 2004 г., когда было возбуждено 2653 уголовных дела. Из указанных 3264 по факту контрабанды возбуждено 2899 уголовных дел (88,82%), по факту незаконного экспорта или передачи сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконного выполнения работ (оказания услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники - одно уголовное дело (0,03%), по факту невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте - восемь уголовных дел (0,25%) и по факту уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, - 356 уголовных дел (10,9%).
Возникает закономерный вопрос, что способствует такому "расцвету" таможенной и околотаможенной преступности и возможно ли, если не предотвратить, то хотя бы уменьшить ее?
В числе одной из основных причин называют необустроенность пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Всего таких пунктов пропуска существует 442, из них автомобильных - 191, железнодорожных - 59, воздушных - 84, морских (речных) - 106, пешеходных - 2. Около 65% имеющихся пунктов пропуска не обустроены, более 100 пунктов работают по временной схеме. В качестве служебных помещений нередко используются строительные вагончики и бытовки. Следующий момент. У всех этих пунктов пропуска нет единого хозяина, причем около 350 из них находятся не в государственной собственности. Отрицательным фактом является и то, что на границе в настоящее время существует громоздкий многоступенчатый контроль. Зачастую необходимо пройти не только пограничников и таможенников, но и миграционную службу, санитарно-эпидемиологический, ветеринарный, фитосанитарный надзор и транспортный контроль. Все это порождает километровые очереди на пунктах пропуска, а учитывая низкую заработную плату работников таможни - и взяточничество. Отсюда и возникает, как метко выразился Президент Российской Федерации в своем недавнем выступлении, "экономический экстаз", в котором сливаются таможня и бизнес-структуры.
Выход из данной ситуации видится в улучшении таможенного администрирования, устранении дублирующих функций и сокращении количества контролирующих органов, решении вопроса об обустройстве пунктов пропуска, внедрении высоких технологий, новейших инспекционно-досмотровых комплексов.
|