Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что любое предприятие осуществляет свою деятельность на рынке, а успех в конкурентной борьбе в большей степени определяется тем, насколько удачно выбран тип конкурентного поведения и насколько он соответствует типу рынка. Изучение рынка и выработка конкурентной стратегии - это составная часть определения стратегии экономического развития любого предприятия. Поэтому в данной работе исследуются и анализируются существующие в настоящее время методики определения типа рынка, анализа и оценки положения предприятия на рынке. В работе проведен анализ и определение типа рынка исследуемого предприятия.
В последнее время наблюдается стабильный рост объема услуг в ВВП развитых стран, на данный момент доля услуг уже превышает 50-процентный рубеж (в Швеции – 55,6%. В Дании – 53,5%, Канаде – 53,5%, в США – 50,9%, Великобритании – 50,8%).
Начиная с 1998 года туризм вышел на первое место в мировом экспорте услуг. С туризмом прямо или косвенно связано около 30 отраслей экономики. На долю туризма приходится более 31 процента международного рынка услуг и более 100 млн. рабочих мест по всему миру. Туризм, по словам Франческо Франжиалли, генерального секретаря UNWTO (Всемирной туристской организацией), за последние пятьдесят лет превратился в одну из ведущих отраслей мировой экономики. Эта быстрорастущая индустрия занимает доминирующее положение в секторе услуг. По данным UNWTO в настоящее время оборот туризма составляет 800 миллиардов долларов в год, и к 2020 году ожидается его удвоение.
Развитие туризма главным образом, объясняется ростом общественной производительности труда в результате НТП, повышением материального благосостояния населения, улучшением качества жизни и увеличением продолжительности свободного времени, приведшие к возрастанию доли расходов на туристские услуги в структуре семейного бюджета.
На долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов.
В 2005 году международный туризм, несмотря на драматические и даже трагические факторы, продемонстрировал рост в среднем на 5,5%. По данным специализированного агентства при ООН (UNWTO), число туристических прибытий в мире достигло максимального за все время наблюдений показателя – более 800 млн.
Более детальные исследования, проведенные UNWTO среди большого числа различных направлений, показывают, что в 2005 году туристические прибытия увеличились до 808 млн. – с 766 млн. в 2004 году. Всего же за период с 2003 по 2005 год туристических прибытий стало на 100 млн. больше. Необходимо также подчеркнуть, что основные подсчеты велись за период с января по октябрь-ноябрь 2005 года, тогда как декабрь во многих странах дает значительный прирост потока туристов.
Согласно данным UNWTO, мировая туриндустрия в 2006 году выросла в среднем на 4,5% по сравнению с прошлым годом. По словам генерального секретаря UNWTO Франческо Франжиалли, рост туризма в 2006 году обогнал долгосрочный прогноз (4,1%), несмотря на риски, с которыми мировой туризм столкнулся год назад – терроризм, санитарные проблемы, рост цен на нефть и т.д. Подъему также способствовало состояние экономики, переживающей один из самых продолжительных периодов устойчивого развития.
Обеспечивая работой более 100 млн. человек, или каждого шестнадцатого в мире, туризм представляет собой крупнейшую по числу занятых отрасль мирового хозяйства. Туризм, представляя собой динамичную сферу человеческой деятельности, в процессе своего развития претерпевает изменения, эволюционирует в области законодательства, технологий, туристских формальностей, географии турцентров и др. Подобные изменения диктуют необходимость адаптации к новым условиям хозяйствования с тем, чтобы через менеджмент обеспечить эффективное функционирование компании.
Таким образом, актуальность темы (как проблемы) достаточно многогранна и подтверждается следующими тенденциями:
растет интерес общества к бизнесу вообще, и к туристическому бизнесу – в частности;
растет влияние ресурсозначимых клиентов;
снижается учет интересов рядовых клиентов (пользователей;
падает эффективность как менеджмента, так и маркетинга из-за их возрастающей функциональной конкуренции в сетях отношений интересов участников бизнес-процессов как практически единой предметной области и т. д.;
требуется активизация межсетевого взаимодействия при обеспечении определенной гарантированности качества отношений.
В трудах отечественных и зарубежных специалистов рассмотрены многие проблемы экономики, маркетинга и менеджмента. (Б. Биржаков, Е. Богданов, А. Гранберг, Е. Ильина, А. Колесник, В. Квартальнов, Ю. Цыпкин, В. Маркова, М. Лайко, Л. Никулин, И. Синько, Б. Райзберг, Ю. Артюнов, Дж. Харвей, А. Люхшинов, Р. Инглегарт, Т. Стьюарт, Т. Данько, Б. Соловьев, Ф. Котлер, П. Смит, Ф. Янин и др.). Однако в условиях рыночных отношений необходимы дополнительные обоснованные разработки, например, в области организации конкретного бизнес-процесса.
В трудах перечисленных авторов рассмотрены различные аспекты проблемы:
даны многочисленные варианты классификаций видов и функций;
выявлены и обоснованы соответствующие критерии;
проведены разнообразные маркетинговые исследования;
определены интересы сторон-участников конкретных бизнес-процессов;
исследованы характеристики отраслевого, корпоративного и регионального предметов менеджмента и т. д.
Однако еще не проработан ряд вопросов, актуальных для дипломной работы:
не учтена многовекторность развития предметной области как единого ресурсного пространства;
недостаточно учтена необходимость роста интеллектуализации менеджмента, маркетинга и других систем и функций координации;
не учтена определяющая роль в сетях отношений «ключевых клиентов»;
недостаточно обоснована системообразующая роль менеджмента как системы координации названных отношений;
не выявлены методы и средства обеспечения клиентов конкретным набором услуг, качеств и выгод в отношениях и т.д.
Цель дипломной работы – исследование стратегии и оценка эффективности развития туристического предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) уточнить понятие стратегии экономического развития предприятия;
2) установить критерии и условия, определяющие временные границы стратегии экономического развития предприятия;
3) провести анализ и определить тип рынка торговли в России;
4) исследовать основные методические подходы формирования стратегии экономического развития предприятия;
5) установить оценочные показатели выбора стратегии экономического развития предприятия и ее практической реализации;
6) разработать стратегию экономического развития конкретного предприятия.
Объект исследования – компания ООО «Деловой клуб туризма».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Туризм занимает первое место в мировом экспорте товаров и услуг, а также по количеству рабочих мест среди всех остальных секторов экономики. Для 83% стран мира он является одним из пяти основных источников дохода, а для 38% стран – это главный источник дохода. Однако в России туризм пока не признан в качестве самостоятельной отрасли экономики, относимой к приоритетам в системе государственного регулирования. Соответственно не получили развития и его подотрасли.
Бизнес-туризм – это новое для экономической науки понятие, которое определить как наиболее доходное направление туризма, способствующее развитию бизнеса, дополняющее туризм отдыха и увеличивающее доходную часть бюджетов всех уровней.
В настоящее время российский и международные рынки бизнес-туризма практически не освоены. В России отсутствует надежная статистическая информация, по которой можно было бы проводить научные исследования по проблеме развития индустрии гостеприимства. Предоставлением услуг по обслуживанию мероприятий занимаются отдельные гостиницы, имеющие необходимую материально-техническую базу. Однако мероприятия носят эпизодический характер, стандарты обслуживания не определены. Технологии работы с предприятиями-заказчиками не разработаны. На данный момент не существует структур, целенаправленно занимающихся развитием бизнес-туризма и продвижением России, ее отдельных регионов и городов как места корпоративных мероприятий.
2. Обобщение зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы о том, что для развития бизнес-туризма необходимо:
а) создание современной гостиничной инфраструктуры, соответствующей международным стандартам, в которой основной удельный вес будет приходиться на 4-звездочные гостиницы типа бизнес-отелей;
б) наибольший доход приносят масштабные мероприятия, такие как международные конгрессы и съезды, что требует инициативы, поддержки и непосредственного участия со стороны местных, региональных и, возможно, федеральных властей;
в) сроки проведения деловых мероприятий приходятся, главным образом, на периоды с неустойчивой погодой, низкого сезона, что позволяет рассматривать бизнес-туризм как очень важную составляющую в рентабельности туристской инфраструктуры страны;
г) по инициативе и при финансовой поддержке государства целесообразно создание бюро конгрессов и путешествий, которые бы реализовывали политику стимулирования развития бизнес-туризма в России посредством сбора и аккумуляции всей необходимой информации обо имеющейся деловой инфраструктуре и индустрии гостеприимства, ее предоставлении потенциальным клиентам.
Зарубежная инфраструктура делового туризма включает три основных звена:
а) предприятия-заказчики – «планировщики встреч» (профессиональные ассоциации, корпорации, объединения, министерства, фирмы-организаторы встреч);
б) CVB или подобные организации, занимающиеся продвижением своего региона на рынках делового туризма и являющиеся посредниками между заказчиками и поставщиками услуг, а также – контролерами качества;
в) предприятия-поставщики услуг (гостиницы, транспортные предприятия, авиалинии, рестораны, бары, достопримечательности, сувенирные магазины и пр.)
В России также целесообразно опираться на данную инфраструктуру при стимулировании развития бизнес-туризма. |