Аннотация: |
Введение
Актуальность темы исследования. Малый и средний бизнес играет важную роль в российской экономике. В ряде стран доля его продукции в ВВП составляет более 50%. Развитие малого и среднего бизнеса захватывает широкие массы людей, активно вовлекая их в экономику и способствуя образованию среднего класса. В свою очередь, представители среднего класса, будучи сами производителями продукции и услуг, являются также их потребителями - они формируют существенную часть внутреннего спроса, стимулируя производство и обеспечивая рост ВВП.
В большинстве стран мира основная часть малых и средних предприятий – это предприятия сферы торговли, оказания услуг. В развитых и отдельных развивающихся странах существенную долю в промышленном производстве занимают социально-экономические субъекты, которые являются важнейшим компонентом институциональной структуры рыночной экономики. Сбалансированная структура хозяйства предполагает наличие рациональной пропорции в развитии крупных, средних и малых предприятий. В связи с этим возникает необходимость в изучении проблемы становления и развития важной составляющей промышленного производства – сектора малых и средних промышленных (производственных) предприятий.
На функционирование малого промышленного бизнеса воздействует множество факторов, как сдерживающих, так и позитивных. Для развития малого и среднего бизнеса необходимо сформировать правовой комфорт в РФ. Несовершенство законодательной и налоговой систем, коррупция и произвол чиновников, бюрократизм и малоэффективные способы поддержки малого промышленного бизнеса наряду с другими негативными факторами внешней среды отрицательно влияют на его развитие. В то же время имеются и позитивные факторы, способствующие росту социально-экономических субъектов: эффективные институциональные преобразования, инвестиции и другие формы рациональной поддержки социально-экономических субъектов.
Сравнительная сила тормозящих и позитивных факторов определяет темпы развития социально-экономических субъектов. Так, процессы становления и функционирования российского малого промышленного бизнеса на начальном этапе реформ характеризовались существенной неравномерностью и асинхронностью по сравнению с общемировыми тенденциями развития малого предпринимательства: периоды относительно быстрого роста числа малых промышленных предприятий чередовались периодами стагнации. При этом российские социально-экономических субъектов традиционно занимали малую долю в производстве продукции в ВВП (4,6%), поскольку специфика российского промышленного производства заключается в преобладании крупных предприятий.
Объектом исследования является изучение правового комфорта в РФ и его влияния на развитие малого и среднего бизнеса.
Предметом исследования являются факторы формирования и развития малого промышленного бизнеса и методы выработки стратегии развития малого и среднего бизнеса в условиях правового комфорта.
Теоретические и методологические основы исследования базируются на трудах российских и зарубежных ученых в области микроэкономики и малого предпринимательства, в частности, на работах, посвященных вопросам развития правового комфорта, факторам их роста, институциональным преобразованиям в промышленности: Д.С. Львова, Г.Б. Клейнера, В.Г. Гребенникова, Н.Е. Егоровой, В.Л. Тамбовцева, В.Е. Дементьева, А.В. Виленского, Е.М. Бухвальда, О.Д. Баковецкого, А.О. Блинова, О.Б. Брагинского, Б.А. Ернзнкяна, Е.Р. Майна, В.Б. Тореева, А.Р. Бахтизина, Чжан Тюньси, Ма Тюнь, Чжан Юли, Чен Найсин, Фу Сяньчжи и др.
Использованы законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность малого и среднего бизнеса в России, статистические данные, данные сайта http://www.opora.ru/analytics.
Применяемые методы исследования. В работе использованы экономико – статистические методы, аналитические методы, исторические.
Цель и задачи исследования. Целью работы является анализ малого и среднего бизнеса в условиях правового комфорта в РФ.
Конкретными задачами, поставленными в дипломной работе являются:
Изучение теоретически-аналитических основ функционирования
социально-экономических субъектов
анализ правовых условий функционирования социально-экономических субъектов
изучение нормативно-правовой базы деятельности социально-экономических субъектов
Анализ проблем обеспечения правового комфорта субъектов социально-экономической сферы
Поиск путей решения сложившихся проблем
Заключение
По итогам работы можно сделать следующие выводы.
Малый и средний бизнес играет важную роль в российской экономике. В ряде стран доля его продукции в ВВП составляет более 50%. Развитие малого и среднего бизнеса захватывает широкие массы людей, активно вовлекая их в экономику и способствуя образованию среднего класса. В свою очередь, представители среднего класса, будучи сами производителями продукции и услуг, являются также их потребителями - они формируют существенную часть внутреннего спроса, стимулируя производство и обе Постоянно проводимой работой в сфере поддержки и развития малого предпринимательства является анализ действующих федеральных и областных нормативных актов, разработка предложений и замечаний к проектам нормативных актов. Ежегодно в Российской Федерации разрабатывается более ста нормативных актов, в той или иной степени регулирующих предпринимательскую деятельность.
Наиболее значимыми стали законы Российской Федерации “О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности” (№ 155-ОЗ от 26.11.2005), “О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Российской Федерации” (№ 134-ОЗ от 04.07.2005), “О закупках и поставках продукции для государственных нужд Российской Федерации” (№ 99-ОЗ от 01.02.2005). Значительная совместная работа проводится органами законодательной и исполнительной власти субъектов в рамках приведения областного законодательства в соответствие федеральному.
Во-первых, по мнению большинства опрошенных руководителей компаний, проблему для их бизнеса представляет собой процедура налогового администрирования, и среди причин можно указать не только многочисленные проверки, но и низкое качество работы налоговой службы. Например, по словам владельцев пекарен в Краснодарском крае, сотрудники налоговой инспекции в течение продолжительного времени предъявляли им к оплате счета на незначительные суммы, заявляя об ошибках в расчёте налогов и, в качестве обеспечения, останавливали движение средств по счёту.
Во-вторых, не меньшую проблему представляет собой поведение инспекторов во время инспекций и проверок.
В-третьих, в отдельных отраслях (например, в пищевой промышленности) важной проблемой остаётся отраслевое регулирование, в том числе и процедура получения лицензий. Так, регулирующие органы, требуя от бизнеса составления определённых документов, рекомендуют обращаться за ними в те организации, с которыми органы наладили отношения. Эти организации, в свою очередь, по завышенным ценам готовят документы/лицензии, по которым они сами не несут никакой ответственности. Такая практика является незаконным навязыванием платных услуг и нарушением конкуренции.
Среди причин, по которым данные органы создают излишние административные барьеры для бизнеса, первой можно назвать отсутствие заинтересованности в развитии местных компаний. Органы власти, в особенности, федерального уровня, в своих системах целей не имеют таких, которые связаны с развитием бизнеса в регионах, в т.ч. малого и среднего, так как основные выполняемые ими функции никак не связаны с бизнесом.
С учётом этого можно предложить следующие рекомендации:
7. Включить в систему целей федеральных министерств (и указать в их ДРОНД) цели, приоритеты или задачи, связанные с развитием МСБ или совершенствованием регулирования и определить сферы ответственности министерств за развитие МСБ;
8. При разработке новых систем оценки эффективности органов власти, оказывающих влияние на развитие МСБ, учитывать интересы МСБ (в частности, при определении окончательного списка критериев оценки эффективности ФНС, разработанных Министерством финансов);
9. Обеспечить постоянную защиту интересов МСБ в Правительстве РФ при разработке новых регулирующих актов и непосредственное участие малых фирм или их ассоциаций в процессе разработки/экспертной оценки таких актов;
10. Включить дополнительные показатели, характеризующие состояние МСБ, в Методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ;
11. Разработать механизм взаимодействия федеральных и региональных органов власти (например, рамочные соглашения), которые позволили бы пресекать деятельность региональных подразделений федеральных служб, препятствующую нормальному развитию МСБ в регионе;
12. Учредить межведомственную Комиссию по предпринимательству и МСБ при Президенте РФ или Председателе Правительства РФ.
Федеральные службы, агентства и отраслевые министерства, оказывающие влияние на конкурентоспособность малых и средних компаний, не будут заинтересованы в развитии МСБ, если такая цель не прописана в их основополагающих документах и в ДРОНД вышестоящего министерства. К этим министерствам относятся:
Министерство здравоохранения и социального развития;
Министерство природных ресурсов;
Министерство промышленности и энергетики;
Министерство сельского хозяйства;
Министерство транспорта;
Министерство финансов;
Министерство регионального развития.
Во вторую очередь министерства, не связанные непосредственно с развитием МСБ, но оказывающим серьезное влияние на деятельность компаний:
Министерство внутренних дел;
Министерство по чрезвычайным ситуациям.
В настоящий момент в ДРОНД этих организаций не указаны цели, связанные с повышением общественной эффективности их деятельности, с развитием бизнеса или с упрощением регулирования, несмотря на то, что они или подчинённые им службы и агентства оказывают непосредственное влияние на развитие МСБ. В отдельных случаях система критериев оценки является противоречивой. Например, пока собираемость налогов (а не выполнение норм налогового законодательства и сроков уплаты налогов) будет основным критерием оценки эффективности работы ФНС, вряд ли налоговые инспекции в регионах будут в сильной степени заинтересованы соблюдать интересы бизнеса.
Для повышения прозрачности регулирования и для сокращения административных барьеров в качестве одного из основных каналов коммуникаций с 2000 г. стал использоваться Интернет. Сегодня специальный «портал электронного Правительства» для бизнеса является полноценным «единым информационным окном» по вопросам регулирования и программ поддержки.
Функцию аналитического центра в процессе реализации реформы играет Корейский институт государственного управления и его Центр по реформе регулирования, который занимается внедрением и совершенствованием методов анализа регулирующих актов, а также регулярными исследованиями, помогающими оценивать влияние тех или иных постановлений.
В качестве приоритетов при реализации политики сокращения административных барьеров в России можно предложить совершенствование процедур лицензирования. С одной стороны, это направление в настоящий момент является приоритетным для МЭРТ, с другой - оно заметно выделяется среди многочисленных проблем регулирования в промышленности, на которые обращали внимание предприниматели. Для устранения проблемы незаконного навязывания услуг рекомендуется повысить ответственность лицензирующей организации за выданный ей документ, например, ввести принцип разделения ответственности между ней и лицензируемой фирмой. В этом случае деятельность по лицензированию не была бы уже так «прибыльна». |