Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Специалисты в области аудита подразделяют правовые документы, регулирующие аудиторскую деятельность, на три группы:
- законодательные акты (Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) "Об аудиторской деятельности" и др.);
- нормативные документы регулирующих органов;
- федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Согласно Закону N 119-ФЗ, входящему в первую группу, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудит бухгалтерской отчетности организаций, в том числе кредитных, проводится с целью выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Таким образом, в аудиторском заключении должно быть зафиксировано мнение аудиторской организации не только о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, но и о соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. В Законе N 119-ФЗ также определены права и обязанности аудиторских организаций и права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.
Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 (в ред. от 27.07.2006) "О банках и банковской деятельности" установлено, что деятельность каждой кредитной организации ежегодно подлежит аудиторской проверке (обязательному аудиту). В рамках аудита проводится проверка достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитной организации, выполнения ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качества управления и состояния внутреннего контроля.
В этой связи особое значение в проведении контроля за банковской деятельностью приобретает аудит. Банковский аудит означает независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности коммерческих банков.
5 апреля 2005 г. Правительством РФ и Банком России одобрена новая редакция Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года. В ней предусматривается совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях (прежде всего, таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем), повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.
Фактически процесс формирования независимого аудиторского контроля коммерческих банков продолжается в нашей стране уже несколько лет, но предстоит еще большая работа по подготовке и аттестации кадров аудиторов, по нормативной регламентации их деятельности. До принятия Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) в области банковского аудита действовало Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации от 10.09.1997 N 64, утвержденное ЦБ РФ .
Проблемы повышения качества аудиторских проверок исследовались такими видными российскими и зарубежными экономистами, как М.А. Азарская, Р. Адамс, О.В. Голосов, Е.М. Гутцайт, К. Друри, В.Б. Ивашкевич, М.В. Мельник, О.А. Миронова, Дж. Робертсон, Э.А. Сиротенко, В.П. Суйц, А.Д. Шеремет и многими другими. Вопросами методологии развития аудиторской деятельности, как одного из возможных путей повышения качества аудита занимались И.Б. Винер, О.В. Голосов, Ж. Ришар, Э.А. Сиротенко, В.В. Скобара и другие специалисты.
В этих работах раскрыто значение повышения качества аудиторских проверок, показана актуальность развития новых подходов к аудиту, большое внимание уделяется роли стандартов в обеспечении качества аудита, организации проведения аудиторских проверок, оценке результативности аудиторской деятельности.
Целью дипломной работы является определение понятия и критериев качества аудиторской проверки, разработка методических и практических рекомендаций по обеспечению проведения качественной аудиторской проверки, соответствующей требованиям нормативных документов, адекватной миссии и стратегии развития субъекта хозяйствования и учитывающей их технологические и организационные особенности.
Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие основные задачи:
- систематизировать подходы к оценке качества аудиторских проверок;
- определить понятие и критерии оценки качества аудиторской проверки;
- выявить влияние качества аудиторской проверки на конечный результат аудита, а именно на степень соответствия аудиторского заключения, выдаваемого аудируемой организации, реальному экономическому положению проверяемого субъекта;
- раскрыть роль и значение информационного обеспечения в организации аудиторской проверки;
- сформулировать предложения по формированию рабочей документации в ходе аудита;
- оценить систему контроля качества аудиторской деятельности как необходимое условие формирования качественной и адекватной современным требованиям аудиторской информации;
- выработать рекомендации по совершенствованию организации аудиторской проверки аудируемого лица на этапе планирования и в процессе проведения аудита по существу;
- предложить направления повышения действенности системы внутреннего контроля в аудиторских организациях.
Предметом исследования является организация и методические приемы проведения аудиторской проверки, обеспечивающие повышение ее качества.
Объектом исследования является деятельность банка. Теоретической и методологической основой работы послужили законодательные и нормативные акты РФ, рекомендации, указания, инструкции по вопросам аудита и бухгалтерского учета, Международные стандарты аудита, Международные стандарты финансовой отчетности, труды отечественных и зарубежных авторов, которые связаны с различными аспектами изучаемого круга вопросов, оперативные данные, статистические материалы, рабочая документация и отчетность аудиторских организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аудиторская практика показывает, что типичными ошибками и нарушениями, которые выявляются в ходе проверки кассовых операций, являются:
- недостача или излишек денег в кассе;
- несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных средств;
- подделка подписей в первичных документах;
- наличие исправлений в кассовых ордерах;
- выдача денег без доверенности;
- превышение установленного банком кассового лимита;
- отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;
- отсутствие договора о полной материальной ответственности;
- выплаты подотчетным лицам на основании документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов;
- несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;
- непроведение ревизий кассы;
- продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин;
- арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета;
- некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах;
- арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета.
Статьей 120 НК РФ предусмотрены штрафные санкции за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, под которым понимается в том числе несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности денежных средств. За указанное нарушение при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, взыскивается штраф в размере 5000 руб. Если нарушение совершено в течение более одного налогового периода, штраф составляет 15 000 руб. За данное нарушение, повлекшее за собой занижение налоговой базы, взыскивается штраф в размере 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.
Обобщая изложенное, сделаем некоторые выводы.
1. В целом российское законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность, ориентируется на МСА; тексты ФПСАД, особенно проектов их обновленных версий, достаточно точно отражают содержание соответствующих МСА.
2. Для улучшения формируемой нормативной базы аудиторской деятельности и ее дальнейшего сближения с МСА необходимы изменения, предлагаемые выше (относительно нумерации, ссылок на документы, регламентирующие бухгалтерский учет, и т.д.).
3. Процесс формирования полной нормативной базы аудита сдерживается постоянно происходящим пересмотром МСА; поэтому необходим регулярный мониторинг изменений, происходящих в документах IAASB, и своевременный учет их при разработке новых версий.
4. Профессиональная общественность должна активнее участвовать в обсуждении проектов документов IAASB и ФПСАД, с тем чтобы избежать их ненужного усложнения и сделать стандарты аудита действенным средством обеспечения качества аудиторских услуг.
Анализируя положение дел по разработке Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности во взаимосвязи с работой по внедрению Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в Российской Федерации, необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей .
Согласно п. 3 этой статьи целью аудиторской деятельности является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
В то же время основной целью аудита финансовой отчетности, составленной по МСФО, является установление соответствия финансовой отчетности во всех существенных аспектах требованиям МСФО.
В Российской Федерации Международные стандарты аудита (МСА) принимаются во внимание при разработке национальных стандартов аудита, которые призваны решать те же задачи, что и международные стандарты, но в масштабе Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 N 523 "О внесении изменений в Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696" Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности были дополнены новыми стандартами - N N 24 - 31. |