Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Тема социальной ответственности бизнеса в последние годы приобретает все более сильное звучание в деловых и научных кругах России. Идея социального вклада в устойчивое развитие общества как необходимого компонента корпоративной культуры и отличительной черты цивилизованного ведения бизнеса активно поддерживается бизнес-сообществом и государственными структурами. Особенно широко это направление в корпоративном управлении представлено в практике крупного российского предпринимательства, однако растет число малых и средних предприятий, реализующих концепцию (или ее элементы) социальной ответственности бизнеса.
Сегодня в России отсутствуют общепринятые стандарты и модели социальной ответственности бизнеса, что обуславливает высокую вариативность корпоративных форм социальной активности. Данное обстоятельство заставляет предпринимать все новые шаги в направлении научного осмысления социальной ответственности бизнеса, учитывая, что большинство отечественных исследований характеризуются рядом особенностей. Во-первых, объектом исследования в первую очередь становятся крупнейшие компании, действующие на международных рынках и/или выходящие на рынки капитала. Во-вторых, нередко эксперты стремятся «наложить» принятые на Западе аналитические схемы на российскую действительность, не сообразуясь с существующими реалиями. В-третьих, практически отсутствует информация о том, каким образом политика социальной ответственности интегрируется в общую бизнес-стратегию компаний, а имеющаяся информация носит разрозненный характер и труднодоступна для исследователей.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы связана с необходимостью дальнейшего обоснования теоретических и методологических возможностей использования концепции социальной ответственности в целях объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества для решения ключевых социально-экономических проблем страны и устойчивого развития российских компаний.
Несмотря на пристальный интерес к проблематике социальной ответственности бизнеса ее разработанность далека от завершения. Однако анализ исследований социальной политики, теории и практики социальной ответственности бизнеса в России и за рубежом свидетельствует, что для решения задач дипломной работы существуют определенные предпосылки.
В работе использованы труды отечественных и зарубежных ученых, в разные годы занимавшихся проблемами государственной и корпоративной социальной политики: Авраамовой Е.М., Балацкого Е.Ф., Беккера Г.С., Бурджалова Ф.Э., Волгина Н.А., Гонтмахера Е.Ш., Егорова В.К., Заславской Т.И., Наделя С.Н., Малевой Т.М., Перегудова С.П., Радаева В.В., Ракитского Б.В., Ржаницыной Л.С., Римашевской Н.М., Саградова А.А., Сидориной Т.Ю., Слезингера Г.Э., Туркина С.В., Шишкина С., Штомпки П., Эспинг-Андерсена Г., Якимца В.Н., Якобсона Л.И. и др.
В то же время работы в области социальной ответственности бизнеса весьма малочисленны и разрозненны: только в 2006-2007 годах появились первые монографические исследования В.Г.Бочкарева и С.А.Стрижова. Кроме того, следует отметить, что в имеющихся публикациях недостаточно раскрыты вопросы взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества в сфере социальной политики и его институционального оформления.
Таким образом, можно констатировать, что сложился определенный разрыв между практической потребностью обобщения уже имеющегося опыта корпоративной социальной ответственности и отсутствием теоретического обоснования дальнейшей активизации социальной деятельности российского бизнеса. Указанные обстоятельства и предопределили выбор темы и предмета исследования.
Целью дипломной работы является изучение теоретических и методологических основ социальной ответственности бизнеса как элемента системы совершенствования социальной политики государства и компонента корпоративного управления в современных условиях. В соответствии с основной целью поставлены следующие задачи:
• рассмотреть методологические и экономико-теоретические основы анализа государственной и корпоративной социальной политики;
• раскрыть системные представления о формах и механизмах институционально-экономического регулирования социальных процессов, определить роль социального партнерства в обеспечении взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества в сфере социальной политики;
• проанализировать основные концепции социальной ответственности бизнеса, уточнить терминологическую базу, определить специфику социальной ответственности бизнеса в современных условиях России;
• выявить приоритеты и преимущества корпоративной политики социальной ответственности;
• отразить методические подходы к описанию институционально-экономической среды корпоративной политики социальной ответственности;
с позиций концепции социальной ответственности бизнеса исследовать практику социальной деятельности ПК «Глобэкс» и предложить рекомендации по ее активизации.
Предметом дипломной работы является совокупность институционально-экономических, финансово-экономических и социально-экономических отношений, складывающихся между государством, бизнесом и гражданским обществом в процессе их взаимодействия по поводу формирования и реализации социальной политики.
Объектом работы выступает ПК «Глобэкс».
Методологической и теоретической основой являются концепции и теоретические взгляды отечественных и зарубежных экономистов, материалы научных семинаров и конференций по проблемам государственной и корпоративной социальной политики. В процессе подготовки исследования были использованы научные труды ведущих ученых, посвященные анализу социальной ответственности бизнеса, публикации в периодических изданиях, ресурсы сети Интернет.
Информационной основой послужили российские законодательные и нормативные акты, международные и отечественные стандарты в области социальной ответственности бизнеса, статистические и аналитические материалы официальных органов управления Российской Федерации, материалы эмпирических исследований (Ассоциация менеджеров России, Институт экономики города и др.), а также данные учета и отчетности, собранные и систематизированные автором.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе дальнейшего реформирования экономики России, включая реализацию выше предлагаемых социальных программ на региональном и местном уровне (или их части) будут существенно меняться и механизмы функционирования самой социальной сферы. Следовательно, должна формироваться обновленная социальная политика. При этом важно разграничить две основополагающие задачи: во-первых, защиту от жесткого воздействия рынка на нетрудоспособных граждан, которые нуждаются в поддержке государства; и, во-вторых, содействие экономической активизации различных субъектов рыночной экономики, включая крупные нефтяные компании.
В данной связи основными положениями политики, предполагающей, кроме прочего, разработку механизма ДИСС на региональном и местном уровне могли бы стать следующие.
Первое. Учитывая, что в разных регионах страны существует значительная дифференциация населения по уровню обеспеченности жильем, коммунально-бытовыми услугами, медицинским и культурным обслуживанием и т. п. в связи с неравномерностью этнографических процессов и разными темпами экономического роста, то их перспективное развитие (на 5-10-15 лет) должно осуществляться на основе превращения всех субъектов федерации в самодостаточные и самофинансированные. С этой целью важно определить, какие объекты, когда и за счет чего будут создаваться в каждом регионе, включая местный уровень. При этом регионы доноры должны не только ориентироваться, когда заработанные ими средства они смогут использовать на собственные нужды, но и когда другие субъекты федерации будут им помогать, возвращая «долги».
Важно обеспечить комплексное развитие всех отраслей социальной инфраструктуры, связанных с обслуживанием населения. При этом необходимы: во-первых, учет региональных факторов, определяющих объем и структуру потребностей населения в услугах социальной сферы; во-вторых, разработка нормативов с учетом особенностей населенных пунктов региона; в-третьих, достижение оптимальных меж- и внутрирегиональных пропорций в развитии социальной сферы, наконец, в-четвертых, обоснование инвестиций в отрасли социальной сферы.
Второе. Расходы по заработной плате и социальным выплатам в бюджетах всех уровней должны быть приоритетными и защищенными, а средства, выделяемые на эти цели, использоваться лишь строго по назначению. Нужен переход к четкому нормативному закреплению прав, полномочий и обязанностей каждого уровня власти в социальной сфере. Нетерпимо положение, когда обеспеченность социальными пособиями в благополучном регионе в несколько раз выше, чем в депрессивном.
Третье. Назрела потребность в тщательной инвентаризации активов и результатов деятельности социальных ведомств, внебюджетных фондов, а также многочисленных ведомственных фондов развития. Наведение порядка в социальных ведомствах, повышение управляемости внебюджетных фондов, усиление государственного и общественного контроля - залог успеха намеченных социальных реформ.
Четвертое. Преобразования в России, к сожалению, глубоко не затронули сферу трудовых отношений. Заниженная заработная плата не стимулирует предприятия к технологическому совершенствованию рабочих мест, консервирует неэффективную занятость, снижает трудовую активность работников и не способствует росту производительности труда.
Отсюда важное направление - создание экономических механизмов, стимулирующих работодателей проявлять заботу о кадровом потенциале и повышении эффективности его использования. Усилий одного государства для решения этих задач недостаточно. Для укрепления социального партнерства необходимо активнее использовать Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений с участием представителей Правительства РФ, профсоюзов и объединений работодателей, исполнительных и законодательных региональных органов власти; а также соответствующие комиссии в нефтяных компаниях.
Преодоление деформаций в оплате труда будет во многом зависеть от корректировки самой политики занятости: отказа нефтяных компаний от содержания излишних работников без оплаты, когда формально занятый на производстве человек фактически является безработным, и наоборот. Поддержание стабильной ситуации на рынке труда должно быть среди приоритетных задач при осуществлении хозяйственной политики. Показатели уровня безработицы следует рассматривать как такой же важный индикатор при подготовке бюджета, как показатели инфляции и ВВП. Особое внимание следует уделить привлечению финансовых ресурсов в реальный сектор экономики создания дополнительных рабочих мест, развитию системы общественных работ.
Таким образом, разработку и реализацию программ социальной ответственности на отечественных нефтяных предприятиях следует осуществлять на основе профессионального подхода и применения лучшего российского и зарубежного опыта. Для системного развития данного направления недостаточно просто финансировать общественные проекты. Каждая компания призвана сформулировать корпоративную социальную стратегию, которая могла бы учитывать интересы общества и государства. Только совместные усилия нефтяных компаний и государства являются залогом устойчивого и безопасного развития самих представителей бизнеса и регионов, в которых они реализуют свою деятельность. |