Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Отрасль торговли – необходимый элемент любой развитой рыночной экономики. Отрасль торговли представляет собой не просто реализацию то-варов конечным потребителям, а обособленную сферу экономики, занимаю-щейся управлением движением товаров от непосредственных производите-лей к конечным покупателям. Поэтому задача торговли – создание такой технологической цепи, которая способна была бы своевременно и беспере-бойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом ко-личестве, широком ассортименте и при минимальных затратах труда, мате-риальных ресурсов и времени.
Обособление торговли в самостоятельную отрасль объясняется полу-чаемым экономическим эффектом. Во-первых, появление механизма, специ-ально занимающегося доведением товаров от производителей до потребите-лей, в экономике в целом сокращает время кругооборота капитала . Во-вторых, производители получают возможность сосредоточиться непосредст-венно на функциях производства (совершенствование производственно-технологического процесса; разработка новой продукции и т.д.). В-третьих, торговый капитал всегда меньше капитала, который производителям при-шлось бы авансировать в случае самостоятельной реализации каждым из них выпускаемых товаров. В-четвертых, обслуживание торговым капиталом обо-рота не одного, а многих производителей, выпускающих сходную продук-цию, позволяет снизить трансакционные издержки покупателей по поиску необходимой продукции.
Своевременная российская экономика представляет собой совокуп-ность сложных, неустойчивых и противоречивых процессов. Эти процессы затронули все отрасли национальной экономики, в том числе и оптовую тор-говлю. По существу, оптовая торговля уже становится самостоятельной от-раслью рыночной экономики, которая постоянно приспосабливается к нуж-дам целевых потребителей и ищет пути сокращения издержек по всему циклу своей производственно-хозяйственной деятельности. В этой связи создание эффективно функционирующих и конкурентоспособных предприятий опто-вой торговли в современных условиях хозяйствования выступает не только условием укрепления рынка, но и фактором решения многих экономических и социальных проблем развития экономики регионов.
В российской экономической литературе проблемам эффективного функционирования предприятий различных отраслей национальной эконо-мики в современных условиях посвящено немало научных исследований. Это работы Абалкина Л.И., Аванесова Ю.А., Багиева Г.Л., Голикова Е.А., Мешкова А.А., Мильнера В.З., Пригожина А.И., Стаханова В.И., Кабакова В.С., Хруцкова В.А. Однако в ним не в полной мере рассмотрены все аспек-ты функционирования и развития предприятий оптовой торговли. Остаются нерешенными вопросы управления конкурентоспособностью предприятий оптовой торговли, создания организационного механизма управления марке-тинговой стратегией развития конкурентных преимуществ предприятия. Это и предопределило цель, задачи и направленность настоящего исследования.
Целью дипломной работы является разработка теоретических и ме-тодических положений по формированию системы управления конкуренто-способностью предприятий оптовой торговли на базе маркетинговой кон-цепции, адекватных требованиям рыночной экономики и практики хозяйст-вования, позволяющих повысить эффективность функционирования пред-приятий и улучшить их конкурентное положение на рынке.
В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:
- выявление роли потенциала предприятия оптовой торговли в повы-шении его конкурентоспособности;
- уточнение содержания понятия конкурентоспособности торгового предприятия;
- определение факторов формирования конкурентных преимуществ предприятий оптовой торговли;
- анализ основных подходов к управлению конкурентоспособностью предприятия оптовой торговли;
- уточнение и систематизация принципов и функций маркетингового управления конкурентоспособностью предприятия;
- обобщение и сравнительная характеристика методов оценки конку-рентоспособности предприятия оптовой торговли;
- разработка методических положений по формированию организаци-онного механизма управления маркетинговой стратегии развития конкурент-ных преимуществ предприятий оптовой торговли;
- обоснование необходимости повышения уровня организационной культуры предприятия и усиления социального взаимодействия в сфере оп-товой торговли.
Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и методических вопросов формирования системы организации и технологии управления предприятий оптовой торговли.
В качестве объекта рассматривается предприятие оптовой торговли РФ.
Теоретической основой исследования послужили разработки отечест-венных и зарубежных ученых в области стратегического управления, марке-тинга, организации торговой деятельности, теории конкуренции.
В качестве инструментов исследования использовались: системный подход, методы экономико-математического анализа, экспертных оценок, методы вариантной проработки управленческих решений и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из проведенного анализа фирмы «Евро-экспорт», можно сде-лать следующие выводы:
1) компания «Евро-экспорт» ведет на рынке продажи автозапча-стей агрессивную политику, старается увеличить свою долю рынка;
2) активно привлекает заемные средства, в частности, коммерче-ский кредит;
3) проведена сегментация рынка, компания хорошо знает своих клиентов;
4) ставка делается на крупных и средних клиентов компании.
Таким образом, в результате проведенного анализа финансовой отчет-ности Компания можно сделать следующие выводы: в течение 2007 года ва-люта баланса увеличилась на 21 %. В 2005 году сумма средств возросла в 2,7 раза (78920/29899). Можно сделать вывод о росте предприятия, наращивании его потенциала.
Основную долю в составе имущества занимают оборотные активы. Продолжается тенденция роста удельного веса оборотного капитала в соста-ве средств предприятия: с 89,09 % на 01.01.2006 до 94,03 % на 01.01.2007. Однако, несмотря на их рост в течение 2006 года, началась тенденция к сни-жению удельного веса оборотного капитала с 94,03 % на 01.01.2007 до 89,86 % на 01.01.2008. Этот факт носит положительный характер, так как предпри-ятие занимается закупкой и продажей автозапчастей, и основная доля его средств должна находиться в обороте.
В составе самих оборотных активов так же произошли сдвиги: продол-жилась тенденция к увеличению удельного веса запасов (основную долю в которых составляют товары для перепродажи: 2005 год — 72,3 %, 2006 год — 94,5 %, 2007 год — 88,3 %). Так, против 17,34 % на 01.01.2006 и 41,96 % на 01.01.2007 на 01.01.2008 его величина составляет 49,81 % от суммы иму-щества предприятия.
Фирма «Евро-экспорт» в своей работе делает ставку, в основном, на продажу запчастей к иномаркам в таких городах, как Санкт-Петербург (доля филиала составляет чуть больше 40%) и Москва (доля филиала несколько меньше 40%). Доли же остальных филиалов значительно меньше и состав-ляют соответственно: в Екатеринбурге – около 8%, в Нижнем Новгороде – около 7%, в Ростове-на-Дону – около 5 %. При этом за 2005 год произошли следующие изменения: доли Москвы и Санкт-Петербурга несколько умень-шились, доли же остальных филиалов – увеличились. То есть фирма «Евро-экспорт» решила сделать упор на расширение своей деятельности в Екате-ринбурге, Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде.
Не взирая на то, что компания «Евро-экспорт» проработала на рынке автозапчастей с 1994 года, имеет свою долю рынка, произведена сегментация рынка и ориентация на клиента, открыты и работают филиалы в Екатерин-бурге, Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде, из-за разногласий между осно-вателями компании она распалась на две зеркальные компании. При этом Московская часть оказалась меньшей. При разделе имущества компаниям досталось по 20 локомотивных брендов, что, может быть и справедливо при разделе имущества, но невыгодно ни для одной компании, так как привело к потере клиентов и завоеванной доли рынка.
Основная стратегия, на которую ориентируется компания «Евро-экспорт» - это «стратегия лидера по издержкам». В компании на начало 2008 года всего 4 человека, расширение по персоналу может произойти не ранее лета.
К конкурентным преимуществам компании «Евро-экспорт» относятся:
1. Компания существовала на рынке запчастей с 1994г, имеет накоп-ленный опыт работы на данном рынке, имеет деловые связи с поставщиками и клиентами.
2. Использование стратегии «лидера по издержкам» по отношению к основным конкурентам.
3. Существует интерес «лояльных» клиентов к товару и к компании в целом, который необходимо использовать в полной мере.
4. Создание склада в Москве может привлечь «старых» и потенциаль-ных клиентов.
5. Детальная проработка ассортимента и ввод новых позиций в ассор-тимент компании.
6. Расширение охвата модельного ряда автомобилей, включая япон-ские.
7. На первом этапе работы 6-8 мес. привлечение любых клиентов для работы с компанией.
8. Сниженные затраты на доставку клиентам запасных частей благода-ря наличию «своей транспортной компании», может позволить выиграть один из этапов борьбы за клиента перед конкурентами.
Исходя из этого, компании необходимо сделать следующее:
1. Оповестить всех постоянных клиентов о начале работы на рынке Москвы, напомнить о себе.
2. Довести до сведения клиентов возможные выгоды при работе с компанией «Евро-экспорт», такие как:
- бесплатная или дешевая доставка;
- дополнительные скидки при закупке крупной партии запчастей (при наличии своей транспортной компании можно уровень рентабельности не-сколько снизить, используя «цены проникновения на рынок», при этом ис-пользуя знания о положении дел в оставшейся части компании «Евро-экспорт», сделать скидки для «стары» клиентов на 2-3 % больше, чем у кон-курентов);
- возможность приобретения запасных частей «на заказ».
3. Так как компания на данный момент времени испытывает матери-альные трудности и не может платить достойную заработную плату больше-му количеству сотрудников, в которых нуждается, к работе в компании мож-но привлечь студентов старших курсов экономических ВУЗов на неполный рабочий день. Преимуществом в данном случае является то, что можно эко-номить на заработной плате, привлекая молодых энергичных людей, способ-ных предложить и реализовать новые нестандартные идеи.
4. Необходимо охватить новые группы клиентов, пока не отвоеваны позиции Московского филиала компании «Евро-экспорт», при этом к концу 2007 года желательно выйти на объем продаж уровня 2005 года.
5. Необходимо освоить новую группу ассортиментного перечня запча-стей – запчасти на автомобили японского и корейского производства. |