Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Переход России к рыночной экономике вызвал необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях хозяйственной деятельности, а также изменения финансовых отношений и, в частности, создания, по сути, новой налоговой системы, отвечающей современным требованиям. Зародившийся в нашей стране сравнительно недавно игорный бизнес стремительно развивается. Казино и другие игорные заведения приобретают все более цивилизованные формы, пытаются привлечь клиентов, предлагая им все больший выбор услуг. Однако, для стабильного существования и развития игорного бизнеса необходимо совершенствование законодательного регулирования в этой области, в том числе системы налогообложения игорных заведений.
Отсутствие опыта регулирования этого вида деятельности, неоднозначное отношение населения и законодателей к появлению индустрии игр определяют необходимость четко выстроенной налоговой политики в его отношении. С построением в России новой налоговой системы обложению игорного бизнеса уделялось недостаточно внимания. Государственное регулирование, по сути, сводилось к манипулированию видами и ставками различных налогов, устанавливающих чрезмерное налоговое бремя. В результате игорные заведения скрывали свои доходы и поступления в бюджеты различных уровней от этой сферы деятельности были крайне низкими.
В этих целях предполагается реформировать систему налогообложения игорного бизнеса на основе реализации фискального эффекта и принципа справедливости налогообложения. Именно в этом контексте в исследовании рассматриваются направления совершенствования налогообложения данной категории плательщиков.
В настоящее время проводится реформа в сфере игорного бизнеса. Она проходит в два этапа. С 1 июля 2007 года вступили в силу ограничения, которые должны способствовать концентрации бизнеса в отношении чистых активов оператора игорного заведения, минимального размера казино и зала игровых автоматов и возрастного ценза для посетителей и работников. Не соответствующие требованиям заведения были закрыты. На втором этапе (до1 июля 2009 года) все игорные заведения России должны оказаться в четырех зонах: Калининградской области, Алтайском и Приморском краях, а также на границе Ростовской области и Краснодарского края. При выборе регионов в первую очередь учитывалось желание местных властей, во вторую - географическое расположение, инвестиционные перспективы, близость к границе, наличие аэропортов, туристическая привлекательность.
Однако до сих пор пока не сложилась целостная методология налогообложения игорного бизнеса. Большинство работ по данной проблеме сводятся к анализу и отдельным предложениям по упорядочению действующей практики взимания налогов. Слабо исследованы место и роль данных предпринимателей в рыночной системе хозяйствования, степень их участия в формировании доходной части государственного бюджета, остается еще немало вопросов в области теории и практики налогообложения данных субъектов, не определены границы и оптимальный уровень налоговой нагрузки при различных вариантах налогообложения.
Проблемы налогообложения индивидуальных предпринимателей в сфере игорного бизнеса в той или иной степени нашли отражение в трудах современных российских специалистов. Теоретическими вопросами налогообложения занимаются такие ученые, как С.Ю.Алехин, С.В.Барулин, Л.А.Дробозина, А.Ю.Казак, М.В.Романовский, Б.М.Сабанти, Т.Ф.Юткина.. В работах В.А.Кашина, В.Г.Князева, Л.П.Павловой, И.Г.Русаковой, Р.Г.Самоева большое внимание уделяется построению организационных основ налоговой системы, ее оптимизации с точки зрения величины налогового бремени. Правовые аспекты налогообложения в сфере интересов таких ученых, как В.Г.Пансков, С.В. Пепеляев, Д.Г. Черник. Проблемы налогообложения отдельных видов деятельности, в том числе игорного бизнеса, отражены в трудах Е.В. Ковтуна, Н.И. Малиса, С.В. Разгулина, А.Г. Шереметьева и др.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы налогообложения игорного бизнеса и важность поиска путей совершенствования предопределили актуальность темы настоящего исследования, его цель и задачи.
Целью дипломной работы является разработка рыночно ориентированной эффективной системы налогообложения игорного бизнеса в современной России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи, определившие логику и его структуру:
- определить для целей налогообложения понятие игорного бизнеса, раскрыть его место и роль в экономике России;
- исследовать экономическое содержание и функции налогообложения игорного бизнеса;
- проанализировать существующую систему налогообложения игорного бизнеса;
- рассмотреть проблемы оптимизации налогов субъектами специальных налоговых режимов;
- определить границы и оптимальный уровень налогового бремени на игорный бизнес;
- рассмотреть социальные проблемы, возникающие при налогообложении игорного бизнеса;
- определить направления и конкретные меры повышения эффективности налогообложения игорного бизнеса.
Предметом дипломной работы являются денежные отношения, возникающие между государством и предпринимателями в сфере игорного бизнеса при налогообложении в процессе ведения последними финансово-хозяйственной деятельности.
Объектом дипломной работы выступает налоговая система и система налогообложения игорного бизнеса в России.
Методологические и теоретические основы исследования. основываются на принципах диалектической логики, раскрывающей возможности изучения экономических явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Системный подход к предмету исследования реализован при помощи общенаучных методов и приемов научной абстракции, индукции и дедукции, графических изображений, анализа и синтеза, группировки и сравнения.
Теоретическую базу составили общая экономическая теория, научные труды ведущих российских и ученых-экономистов в области теории и совершенствования практики налогообложения игорного бизнеса.
Использована российская законодательная и нормативно-правовая база по налогообложению и налоговому учету. Отдельные положения исследования проиллюстрированы графиками и таблицами, составленными на основе информационно-статистических материалов Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов и Федеральной службы по статистике.
Информационной базой исследования послужили материалы органов государственной статистики РФ, Федеральной налоговой службы РФ, а также материалы, опубликованные в периодической печати и результаты авторских расчетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В силу п. 3 ст. 12 и ст. 14 НК РФ налог на игорный бизнес относится к региональным налогам, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие и прекращает действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Важным шагом в регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации стало принятие Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2007 г.
В соответствии со ст. 5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты только в игорных зонах. При этом предусмотрено создание четырех игорных зон.
На основании ч. 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 указанного Закона, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 г. без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1 и 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, должна была быть прекращена до 1 июля 2007 г. (ч. 6 ст. 16 Закона N 244-ФЗ).
Учитывая, что в силу п. 5 ст. 4 и ч. 1 ст. 6 Закона N 244-ФЗ организатором азартной игры могут выступать исключительно юридические лица, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр и зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации, со дня вступления в силу названного Закона индивидуальные предприниматели не могут выступать в качестве организаторов азартных игр, а деятельность игорных заведений, в которых азартные игры организуются и проводятся индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере игорного бизнеса, должна была быть прекращена до 1 июля 2007 г. В связи с этим по истечении данного срока деятельность физических лиц по организации и проведению азартных игр в качестве индивидуальных предпринимателей подлежит прекращению в принудительном порядке на основании судебного решения по требованию уполномоченных органов, осуществляющих государственную регистрацию соответствующих индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, органам государственной власти субъектов Российской Федерации было предоставлено право принять до 1 июля 2007 г. решение о запрете начиная с 1 июля 2007 г. на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (кроме игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр, в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений. Между тем принятые указанными органами до 1 января 2007 г. решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр, об установлении ограничений этой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (кроме игорных зон) сохраняют свое действие.
Основные результаты заключаются в следующем:
- обобщены, дополнены и сведены в единый комплекс теоретические основы организации налогообложения игорного бизнеса (цель, задачи, функции, принципы);
- определены приоритетные направления государственного регулирования налогообложения игорного бизнеса (жесткая регламентация в целях пополнения бюджета, обеспечение принципа справедливости при налогообложении посредством различных элементов налогообложения);
- разработан вариант системы налогообложения игорного бизнеса в рамках налогового планирования, включающий возможность использования в определенной комбинации общепринятой системы налогообложения (в отношении проведения лотерей) и специального налогового режима (в отношении прочего игорного бизнеса);
- разработана авторская методика исчисления единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для различных направлений деятельности игорного бизнеса, в т.ч. с использованием информационных технологий и sms-сообщений;
- разработана авторская методика исчисления величины налогового бремени в сфере игорного бизнеса, в основу которой положен базовый показатель разницы между выручкой от игорного бизнеса и издержками организатора игр;
- предложены направления совершенствования налогообложения игорного бизнеса.
|