VIPPROFDIPLOM - Дипломы (ВКР), дипломы МВА, дипломные работы, курсовые работы, дипломные проекты, кандидатские диссертации, отчеты по практике на заказ
Дипломная работа  
Диплом MBA  
Диплом - ВКР
Курсовая 
Реферат 
Диссертация 
Отчет по практике 
   
 
 
 
 

Занятость и трудоустройство населения в Российской Федерации

 

Для покупки этой готовой дипломной работы Вам необходимо заполнить бланк заявки.

Если Вам необходима дополнительная информация о работе, мы готовы выслать на Ваш E-mail фрагмент указанного диплома. В целях сохранения конфиденциальности информации, на сайте не представлены названия Компаний, материалы деятельности которых представлены в дипломных работах. Подробную информацию можно уточнить у менеджеров по контактным телефонам, или отправить соответствующий запрос на E-mail после оформления заявки на покупку готовой работы.

Текст данной работы проверен системой Антиплагиат на момент защиты в учебном заведении. Вы можете использовать материалы диплома для самостоятельного написания индивидуальной авторской работы.

Код работы: 1602
Тип работы: Диплом
Название темы: Занятость и трудоустройство населения в Российской Федерации
Предмет: Трудовое право
Основные понятия: Население Российской Федерации,особенности занятости и трудоустройства населения в Российской Федерации
Количество страниц: 59
Стоимость: 4400 2900 руб.* (Стоимость указана по состоянию на 1 сентября учебного года.)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ 8

1.1. ИСТОЧНИКИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА 8
1.2. УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ 22
1.3. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН БЕЗРАБОТНЫМИ 37

ГЛАВА 2. СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ И СОДЕЙСТВИЕ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ 47

2.1. БЕЗРАБОТНЫЕ, ИХ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И ПОДДЕРЖКА 47
2.2.ФОРМЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ 55
2.3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

БИБЛИОГРАФИЯ 82



Аннотация:


 Введение

Занятость и рынок труда являются одними из наиболее сложных и проблемных институтов, которые существуют и функционируют сегодня в российском  государстве. Специфика данных экономико-правовых явлений рынка состоит в том, что здесь объектом регулирования выступает сам человек, его способность к труду.
Сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. На рынке труда получают оценку стоимость труда, определяются условия найма работников, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д.
Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение  межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказалось на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствовало возникновению локальных очагов безработицы.
Современная ситуация на рынке труда России существенно отличается от той, что была еще 7-8 лет назад. За эти годы численность занятого населения сократилась на 9%. В настоящее время, по данным Госкомстата России, которые не отражают реального положения дел, более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут; почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных
В России официальная статистическая информация о безработице далеко не адекватна реальному положению дел.
Так, в отчете Госкомстата РФ за 2004 г. сообщается, что официальный статус безработного имеют 2,5 млн. человек, то есть 3,4% экономически активного населения. Такие цифры явно не соответствуют картине спада производства, а только подтверждают исследования, что фактическую ситуацию на рынке труда определяет скрытая безработица
Международная организация труда (МОТ) провела исследование, показавшее, что уровень безработных в РФ значительно выше официально признанного. Директор МОТ Гай Стандинг, составлявший отчет по результатам исследования, заявил, что российские источники “самым бесчеловечным образом” скрывают истинное положение вещей. По данным МОТ безработица в России в 1996 г. составила 9,5% (16,72 млн. чел.). Причина такого расхождения данных Госкомстата РФ и МОТ в том, что людям не выгодно регистрироваться в качестве безработных (с уходом с номинальной работы человек лишается льгот), а предприятия стараются держать “мертвые души” чтобы сократить налоги.
В отчете МОТ также отмечается неуклонное снижение общего количества рабочих мест с 1980 г. при том что трудоспособное население выросло. С 1990 по 1995 гг. количество рабочих мест уменьшилось на 8,2 млн.
Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня национальный доход, не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует его стагнации и, как следствие, безработице.
Особенно актуальными в настоящее время являются с проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.
Характеризуя новизну данного дипломного исследования следует сказать о том, что она заключается в комплексном подходе в изучение  правовых аспектов занятости и трудоустройства в РФ с учетом последних изменений российского законодательства в данной сфере. В частности  анализ Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"   осуществляется  в его редакции Федерального закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ. Помимо нормативной составляющей новизны данного исследования,  при написании данной работы были исследованы также  современные теоретические концепции и исследования о сущности и особенностях занятости и трудоустройства в РФ.  В результате такого исследования   формируется комплексное теоретико-практическое предоставление о современном правовом регулировании институтов занятости и трудоустройства в РФ.
Объект  исследования в данной работе будет являться рынок труда и общественные социально-правовые отношения, возникающие в связи с  его функционированием в РФ.
Предмет исследования -   занятость и трудоустройство  как особые институты трудового права, связанные с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству РФ  и приносящую заработок или иной  трудовой доход гражданам РФ.
Цель данного исследования – исследовать сущность занятости и трудоустройства, проанализировать содержание данных институтов и  раскрыть основные проблемы  в реализации прав граждан РФ   на труд в современных  российских экономических условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач:
1.    Раскрыть сущность и понятие  занятости и рынка труда.
2.    Раскрыть сущность и  понятие трудоустройства  в РФ.
3.    Охарактеризовать основные направления совершенствования  государственной политики и   деятельности  служб занятости в России по устранению безработицы.
Исходя их поставленных целей и задач исследования, а также учитывая объект и предмет исследований в структуре  работы было сформировано введение, две   главы и заключение.
Первая глава посвящена теоретико-правовым аспектам и правому регулированию занятости в РФ. Данная часть работы посвящена изучению понятия занятости,  правовому статусу безработного, а также государственной политике занятости.  Далее во второй главе работы анализируется правовая организация трудоустройства граждан в РФ – анализ содержания правоотношений по трудоустройству, изучение особенностей трудоустройства отдельных категорий работников. 
Научная  и  практическая значимость данной  работы характеризуется    систематизированным характером проводимых  исследований, что  представляет собой комплексное изучение различных теоретических и практических мнений и концепций о занятости и трудоустройстве в российской правовой   системе. Практическая значимость работы заключается в том, что  результаты проделанного исследования могут быть использованы  для подготовки занятий по соответствующей теме в рамках изучения курса трудового права.
Теоретической основой для написания данной работы послужили труды ученых,  экономистов, юристов,  законы, указы, постановления, инструкции, регламентирующие сферу рынка труда. В работе были использованы такие нормативно-правовые акты как Трудовой Кодекс РФ, Законы  «О занятости населения в Российской Федерации»,  «Об объединениях работодателей» и др., а также периодические издания,  статьи, книги.
Следует отметить, что вопросам занятости и трудоустройства в  науке трудового права  посвящено достаточно большое количество  исследований, как комплексного характера, так и посвященных отдельным правовым институтам в рамках данной темы. Помимо этого источниковая база работы включает в себя комментированное трудовое  законодательство.
Характеризуя теоретические источники работы,  следует отметить труды Андреевой Л.А., Медведева О.М., Бугрова Л.Ю., Крапивина О.М., Малевой   Т.М., Рофе А. И. Колосовой, Г.Г. Меликьяна и др.
При выполнении данной работы использованы следующие методы: статистико-экономические, анализ и синтез научной литературы и законодательства, исторический подход, сравнительный и системный  метод, конструктивный прием, формально-юридический метод.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на различное социально-экономическое положение и состояние региональных рынков труда сохраняется множество проблем в обеспечении занятости. К ним относятся:
•    недостаточная реформированность трудовой сферы, приведшая к преобладанию неэффективной занятости, к наличию значительного числа неформально занятых, к отсутствию экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада;
•    снижение трудового потенциала квалифицированных кадров за счет сокращения производства в оборонно-промышленном, аграрном комплексах, сельхоз-машиностроении и станкостроении, науке и научном обслуживании;
•    медленное наращивание новых рабочих мест, особенно в производственных отраслях;
•    недостаточность инвестиций в новые технологии усугубляется негибкостью налоговой системы, серьезными недостатками в механизме ценообразования;
•    система государственного, профессионального образования медленно перестраивается, а у работодателей нет заинтересованности во внутрифирменном переобучении и повышении квалификации персонала;
•    недостаточность рынка жилья и низкие доходы населения ограничивают мобильность рабочей силы;
•    недостаточен контроль государственных органов за соблюдением отдельными работодателями норм трудового законодательства о режиме, охране и оплате труда;
•    трудоустройство отдельных социально-демографических групп населения (инвалидов, матерей-одиночек, лиц пенсионного возраста, граждан, вернувшихся из мест лишения свободы и т.д.) остается чрезвычайно сложным;
•    усиление дифференциации локальных рынков труда.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам, кому в будущем придется взять на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.
В области совершенствования действующего законодательства в сфере занятости населения необходимо:
    обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения;
    повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку;
    разграничение полномочий, функций в области регулирования рынка труда и сферы занятости между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями, а также уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения;
    динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям и территориям;
В области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечения отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификации:
    разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;
    разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи;
    создание системы контроля качества образования, позволяющей осуществить структурную перестройку профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда;
    развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда.
В настоящее время одной  из актуальных проблем в сфере занятости   уваляется пробелам   трудоустройства несовершеннолетних.   В современных экономических и правовых условиях отдельные категории несовершеннолетних граждан и молодежи самостоятельно не могут реализовать свое конституционное право на труд, особенно дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрена возможность предоставления несовершеннолетним гражданам льгот при квотировании рабочих мест для их трудоустройства, установленных законодательством Российской Федерации. Вместе с тем законодательством Российской Федерации сами льготы и механизм их предоставления несовершеннолетним гражданам не установлены.  В этой связи  целесообразно  увеличить предоставление  дополнительных государственных гарантий трудовой занятости несовершеннолетним гражданам в возрасте от 16 до 18 лет, а также безработным гражданам в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущим работу впервые. В этой плане вполне приемлемо  ввести нормы, согласно котором субъектам Российской Федерации предоставляется право устанавливать организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, квоту для приема на работу несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Не вполне разрешены в российском законодательстве вопросы резервирования рабочих мест для инвалидов. Согласно Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов резервирование или целевое трудоустройство инвалидов относится к мероприятиям по активной поддержке включения инвалидов в свободный рынок труда (п. 2 правила 7). На федеральном уровне Постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150 утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда (гравер, диспетчер, юрист и др., всего более 100 профессий) . Вместе с тем инвалиды имеют право на свободный выбор профессии, доступной им по состоянию здоровья, а при замещении вакансий, тем более в условиях рыночной конкуренции, требуется должная квалификация работников. Во многих региональных актах понятия квотирования и резервирования рабочих мест для инвалидов отождествляются. Было бы целесообразным при посредничестве органов службы занятости резервировать в пределах квоты рабочие места для инвалидов, проходящих профессиональную подготовку, переподготовку по рекомендуемым им и требующимся в организации профессиям. Кроме того, в федеральном законопроекте "О первом найме" следует учесть интересы молодых инвалидов из числа выпускников учреждений системы профессионального образования, чтобы предоставить им возможность заключения трудового договора с работодателями на резервируемые в установленном порядке рабочие места.
Как показало проведенное исследование, законодательство не решило всех проблем в сфере занятости населения.
Неравномерность социально-экономического развития муниципальных образований усилила полярность показателей на рынке труда. Так, на фоне общего снижения безработицы в трети сельских районов ее уровень в настоящее время выше среднеобластного, в отдельных районах - в 2 - 4 раза. При общем снижении напряженности на рынке труда в двух третях муниципалитетов она превысила среднеобластной показатель, причем в некоторых районах на 1 рабочее место претендуют 6 и даже 15 незанятых граждан. Выше среднеобластного показателя остается продолжительность безработицы среди женщин.
Обостряется проблема несоответствия профессиональной структуры вакансий и профессионально-квалификационному составу безработных. Увеличивается численность невостребованных вакансий, так как 88% из них предназначены для физического мужского труда, тогда как более 67% безработных - это женщины. При повышении общего благосостояния населения Республики и росте средней заработной платы заявлено 59% вакансий с оплатой труда ниже прожиточного уровня. Продолжает оставаться высоким уровень общей безработицы, он в 8 раз превышает уровень регистрируемой, предложение на открытом рынке труда вдвое больше спроса на рабочую силу. Особую озабоченность вызывает безработица в сельской местности, уровень которой в 2007 г. вырос с 30,4% на 1 января 2007 г. до 31,8% на 1 октября 2007 г. Наиболее сложная ситуация складывается в населенных пунктах, вошедших в российский Перечень территорий с критической ситуацией на рынке труда.
Основными причинами снижения уровня регистрируемой безработицы являются низкий уровень пособий по безработице в целом по стране, сокращение возможностей участия безработных в активных программах, предоставление вакансий с низкой оплатой труда.
С учетом вышеназванных проблем и в целях формирования эффективного рынка труда считали бы целесообразным:
1. Усилить роль государства как на федеральном, так и региональном уровне в правовом регулировании занятости населения, обеспечение полного объема государственных гарантий безработным, повышение минимального размера пособия по безработице до минимальной заработной платы.
В числе главных критериев оценки уровня социально-экономического развития территорий, по нашему мнению, должны быть показатели общей безработицы и количество созданных экономически эффективных рабочих мест с оплатой труда не ниже прожиточного уровня.
2. Внести изменение в статью 2 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" об отнесении к занятому населению граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, для чего ускорить принятие соответствующих правовых документов о развитии сельской самозанятости и определении порядка зачисления трудового стажа, социальных пособий и назначении пенсий этим гражданам.
3. На уровне субъектов Российской Федерации иметь программы развития кадрового потенциала и создания рабочих мест в разрезе видов экономической деятельности (в отраслевых министерствах) и положения о формировании государственного заказа на подготовку специалистов в целях сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг.
4. На уровне органов местного самоуправления требуется правовой механизм, повышающий их координирующую роль в вопросах создания и сохранения рабочих мест с учетом стимулирования предприятий, дислоцирующихся на их территориях.
Все это создаст дополнительные благоприятные условия для проведения политики занятости населения и ее регулирования в условиях совершенствования разграничения полномочий, улучшит правовое и материальное положение безработного как человека и гражданина российского общества.
Перечисленные направления развития законодательства и  указанные экономические  меры   свидетельствуют о том, что в настоящее время     существует необходимость    привлечения различных специалистов  для выработки наиболее приемлемых предложения, направленных на оптимизацию государственной политики занятости и  трудоустройства и в связи чем и обуславливается важность и значимость рассматриваемых вопросов.







Также Вы можете оформить заказ на выполнение эксклюзивной работы по ниже перечисленным или любым другим темам.

Для написания индивидуальной авторской работы, которая будет выполнена по Вашим требованиям и методическим рекомендациям ВУЗа, Вам необходимо заполнить бланк заказа, после чего на Ваш E-mail будет выслана подробная информация по стоимости, срокам и порядке выполнения работы.




Все темы

 
 

Copyright © 2007-2016

Дипломные работы Дипломы MBA Дипломные проекты