Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях обостряющихся проблем эффективного развития и выживания предприятий в жесткой конкурентной среде системный подход к решению важнейших комплексных стратегических задач необходимым условием ставит квалифицированный, экономически обоснованный выбор системных, стратегических целей предприятия, путей и методов их достижения, что эффективно реализуется менеджментом в процессе формирования конкурентной стратегии, адекватной имеющимся ресурсам, основным факторам и условиям внешней и внутренней сред, в целом влияющим на производственно-хозяйственную деятельность коммерческого предприятия. Ненаучные подходы к оценке и повышению конкурентоспособности, волюнтаристские решения накопившихся проблем стратегического развития предприятий становятся малоэффективными и требуют своего немедленного разрешения. Изучение этой проблемы показало, что руководство коммерческих предприятий должно переориентировать стратегию управления конкурентоспособностью на требования научно-технического и социального прогресса.
В последние годы наша страна пытается «встать на рельсы» рыночных отношений, что приводит к расширению возможностей внешнеэкономической деятельности, росту конкуренции, появлению новых технологий, в частности глобальной сети Интернет, и к многим другим проблемам и возможностям для предприятий и организаций. При этом рыночные отношения порождают интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления.
Как и большинству российских организаций предприятию, которое рассматривается в данной работе, в современных рыночных условиях довольно тяжело адаптироваться, адекватно и своевременно реагировать на все изменения окружающей внешней и внутренней среды. При этом осознание руководством любого предприятия того, что в условиях рынка управление организации на основе прежних принципов невозможно, приводит к началу процесса переориентации деятельности предприятия на использование концепции маркетинга, как философии и совокупности практических приемов управления в условиях рыночных отношений. Таким образом не стало исключением и предприятие, руководство которого при решении проблем управления использует концепцию маркетинга и на примере которого в данной работе будет рассмотрен анализ и разработка маркетингового плана.
Современные российские организации испытывают возрастающее давление со стороны динамично меняющейся внешней среды: потребителей и поставщиков, конкурентов, государства и социального окружения. Для собственников и менеджеров становится очевидным, что выживание организации в новых условиях требует не только отлаженного управления текущими операциями, но и построения качественной системы стратегического управления, использующей весь накопленный мировой опыт, что выступает актуальностью темы дипломной работы.
Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.
И. Ансофф (Ansoff) рекомендует рассматривать стратегическое управление как состоящее из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и выбора стратегической позиции и оперативного управления в реальном масштабе времени . Таким образом, стратегический менеджмент в отличие от стратегического планирования является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причем осуществление стратегии — это ключевая часть стратегического управления, так как при отсутствии механизмов реализации стратегический план остается лишь фантазией.
Основой системы стратегического управления организацией является подсистема стратегического анализа, дающая собственникам и менеджерам организации ответы на вопросы о том, с какими вызовами организации предстоит столкнуться в будущем, какие качества потребуются от нее для успешной конкуренции. По результатам стратегического анализа менеджер может сделать выводы о том, что нужно делать в настоящее время для развития конкурентоспособности организации.
Именно этой проблеме и сформулированной на ее основе теме: «Формирование конкурентной стратегии коммерческого предприятия» -посвящено настоящее исследование.
Проблемы стратегического управления изучались в трудах многих зарубежных авторов: Альберт М., Бланк И., Делл О., Гроув Э., Грейсон Дж., Котлер Ф., Карлоф Б., Кессон Г., Мескон М., Портер М., Хедоури Ф., Хоскинг А., Швальбе X., Якокка Ли. и др.
Имеется ряд публикаций отечественных авторов: Богачев В.Ф., Ильенкова С.Д., Кабаков B.C., Корабельников В.М., Краюхин Г.А., Попков В.П., Соколицын А.С., Юданов А.Ю. и др. В их работах описываются российские условия, но не достаточно полно раскрываются проблемы и пути обеспечения высокой конкурентоспособности предприятия. Кроме этого, недостаточно увязано положение коммерческих предприятий на рынке с требованиями и ожиданиями потребителей и с совокупностью предпринимаемых их руководством управленческих мероприятий, что и потребовало поиска новых решений.
Целью дипломной работы является разработка теоретических и методических подходов повышения конкурентоспособности на основе оценки соответствия выбранной конкурентной стратегии ролевым особенностям коммерческих предприятий.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучена роль конкурентоспособности в формировании стратегии развития и управлении коммерческим предприятием;
- раскрыта зависимость эволютивного развития коммерческого предприятия от выбранной конкурентной стратегии;
- построена модель зависимости траекторного экономического развития коммерческого предприятия от выбора конкурентной стратегии;
- рассмотрены типовые факторы, влияющие на формирование конкурентной стратегии коммерческого предприятия;
- выбраны критерии и показатели конкурентоспособности коммерческого предприятия;
- определены преимущества и недостатки типовых конкурентных стратегий коммерческого предприятия;
- определено соответствие конкурентных стратегий коммерческих предприятий показателям конкурентоспособности;
- определены стадии и основные факторы риска, влияющие на реализацию конкурентной стратегии коммерческого предприятия;
- разработана организационно-технологическая последовательность оценки и выбора конкурентной стратегии коммерческого предприятия
- сформулированы рекомендации по совершенствованию управления конкурентоспособностью коммерческих предприятий.
Объектом в работе выступает система стратегического управления конкурентоспособностью коммерческого предприятия.
Предметом в работе являются организационно-экономические вопросы стратегического управления конкурентоспособностью коммерческого предприятия.
Теоретической и методологической базой послужили труды зарубежных и отечественных ученых, практиков в области экономики, организации и управления предприятиями; методы системного анализа, принятия управленческих решений и производственного менеджмента. В качестве организационно- правовой базы были приняты действующие законы, законодательные и нормативные акты Правительства Российской Федерации и местных органов управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам дипломной работы получены следующие выводы:
Анализ среды деятельности и конкурентоспособности являются главными компонентами этапа стратегического анализа компании, проводимого с целью перехода от формирования стратегических намерений (миссии и видения) к разработке конкретных и обоснованных планов их воплощения. При этом если стратегические намерения компании формулируются и остаются неизменными в течение продолжительного времени, то стратегия их реализации должна непрерывно корректироваться для учета изменений внешней среды. Современные условия ведения деятельности компаний характеризуются постоянно происходящими переменами во внешней среде компании. Действия конкурентов, поставщиков и потребителей, власти и общества вызывают ежедневные изменения в конкурентоспособности компании и вынуждают ее, с одной стороны, повышать скорость реакции на изменения и выстраивать системы прогнозирования таких изменений, а с другой стороны, искать пути повышения устойчивости компании к изменениям окружающей среды за счет получения долгосрочных конкурентных преимуществ. Решение этих задач возможно только при условии построения системы непрерывного стратегического анализа компании, на основе выдаваемой системой информации.
В данной работе рассмотрены все механизмы анализа среды деятельности и конкурентоспособности на примере аэропорта «Домодедово», одного из трех аэропортов Московского авиационного узла, который в настоящее время является крупнейшим, наиболее современным и динамично развивающимся аэропортом России. За последние 7 лет он вдвое увеличил свою долю на рынке аэропортового обслуживания МАУ, заняв по итогам 2005 года первое место в России по объему пассажирских перевозок. Столь весомые достижения свидетельствуют о правильности избранной стратегии и о высокой конкурентоспособности Компании. Тем интереснее было провести всесторонний анализ среды деятельности Компании, который показал, что нет вечных конкурентных преимуществ, конкурентоспособность всегда понятие относительное и, при наличии конкурентов, она всегда недостаточна.
В результате проведенного комплексного исследования конкурентоспособности выявлены стратегические проблемы Компании и пути их решения:
1. Усиливается влияние конкурентов внутри отрасли, у них появляются возможности копировать действия Компании по реконструкции основных фондов и внедрению современных технологий. Причем они имеют возможность сделать это значительно быстрее, опираясь на государственную поддержку и его повысившиеся финансовые возможности. При этом ключевая компетенция Компании (местоположение) имеет «отложенный» характер и проявится в отдаленном будущем. Ответом Компании должен быть поиск новых источников конкурентных преимуществ на среднесрочную перспективу, а также поиск вариантов более раннего использования долгосрочного преимущества в местоположении.
2. Увеличивается рыночная сила потребителей, которые могут оказывать на деятельность аэропортов существенное влияние. При этом Компания находится в двойственном положении: с одной стороны для эффективного развития ей крайне необходимо присутствие в аэропорту крупного авиаперевозчика, имеющего развитую маршрутную сеть, с другой - аэропорт становится зависимым от данного авиаперевозчика. Компании необходимо найти такого авиаперевозчика и выстраивать с ним долгосрочные отношения. По сути речь идет о необходимости аэропорту активно содействовать консолидации крупных российских авиакомпаний с развитой маршрутной сетью, предоставлять им преференции. Кроме того, необходимо постоянно и планомерно привлекать на обслуживание в аэропорт крупные зарубежные компании.
3. В последнее время существенно ухудшились позиции Компании в отношениях с государственными органами, которые являются одним из ключевых факторов успеха для отрасли. Как следствие возникла существенная неопределенность по поводу условий дальнейшего пользования государственным имуществом.
Компании необходимо решать проблемы с государственными органами и легитимностью пользования государственным имуществом. Возможно это потребует экономических уступок, которые представляются целесообразными, учитывая важность проблемы.
4. Перед Компанией, как и перед другими российскими организациями, встает вопрос пересмотра стратегии в отношении налогообложения и повышения прозрачности бизнеса. Без решения этой проблемы Компания будет подвержена существенным рискам и это осложнит привлечение дополнительных инвестиций или проведение возможных стратегических сделок по слиянию.
5. Компании необходимо повышать узнаваемость товарной марки Компании и лояльность авиапассажиров. Решение данной проблемы может быть одним из путей создания долгосрочных конкурентных преимуществ.
6. Серьезной проблемой является усложнение процесса принятия решений в Компании, снижение ее способности быстро реагировать на изменения в окружающей среде. Компании необходимо повышать управляемость за счет корректировки организационной структуры, делегирования полномочий бизнес-единицам, сокращения круга вопросов, решаемых управляющей компанией холдинга.
7. Учитывая уменьшение конкурентного преимущества в качестве услуги (вследствие развития конкурентов), Компании необходимо вести поиск новых резервов снижения издержек.
Для своевременного выявления угроз конкурентной позиции, вызываемых изменениями внешней среды и действиями конкурентов, в рассматриваемой Компании создано подразделение стратегического анализа в обязанности которого входит непрерывный сбор и оценка информации о внешней среде и действиях конкурентов. Отслеживаются сообщения по следующим направлениям:
- изменения в органах государственной власти,
- изменения в авиакомпаниях-клиентах, в т.ч. потенциальных: слияния, поглощения и альянсы, крупные инвестиционные и производственные программы, результаты финансово-хозяйственной деятельности, изменения в составе собственников и руководства,
- изменения в отраслевых технологиях,
- действия, заявления и информация о конкурентах.
Подразделение стратегического анализа Компании активно использует в своей работе данные отдела внутреннего контроля, что позволяет сопоставлять информацию о конкурентах с данными о собственной Компании, ее оценкой потребителями.
Проведенное исследование конкурентоспособности продемонстрировало, что даже успешные компании, лидеры отрасли, имеют стратегические проблемы и их рыночная позиция постоянно находится под угрозой со стороны непрерывных изменений внешней среды и действий конкурентов. Если компания систематически проводит анализ своей конкурентоспособности, отслеживает изменения во внешней среде, анализирует действия и информацию о конкурентах, то у нее появляется возможность своевременно скорректировать стратегию с целью сохранения и повышения конкурентоспособности.
|