Аннотация: |
Введение
Развитие рыночных отношений в России потребовало коренной перестройки экономического мышления менеджеров, поиска более эффективных способов и средств удовлетворения потребностей личности и общества, выявления приоритетных, социально ориентированных направлений экономического развития регионов России. В связи с этим, одной из важнейших задач является формирование конкурентно-рыночных стратегий развития предприятий, призванных в научном «ключе» обеспечить долговременную перспективу «гуманистической» направленности рыночной теории и практики.
Выбор и формирование стратегии ориентированы на долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также ее позиции в окружающей среде. Если цели определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий субъект хозяйствования сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Такое понимание стратегии исключает определенность в поведении организации, так как, помогая продвигаться в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора в изменяющейся ситуации.
При разработке стратегии ставятся две важнейшие цели. Одна - эффективное распределение и использование ресурсов, которыми располагает организация, другая - адаптация к внешней среде. Оценка здесь осуществляется исходя из уровня внутриотраслевой конкуренции, которая определяется из следующих факторов: угроз "входа" в отрасль, "давления" потребителей и поставщиков, угроз со стороны производителей товаров-заменителей и воздействия микросреды. Вероятность проникновения в отрасль извне определяется степенью "прозрачности" границ отрасли, существующих внутренних и внешних ограничений. К ним относятся, например, минимальный уровень капиталовложений, необходимость лицензирования деятельности, наличие ноу-хау, квалифицированного персонала, узкоспециализированного оборудования.
Влияние каждого из указанных признаков на уровень интенсивности конкуренции обратно пропорционально: чем выше барьеры "входа", тем меньше интенсивность конкуренции в отрасли. Второй фактор - внутриотраслевая конкуренция среди действующих предприятий. Третий фактор, воздействующий на уровень привлекательности отрасли, - макросреда. Ее влияние определяется уровнем государственного регулирования в стране, объемом направляемых в отрасль инвестиций, уровнем инфляции и другими параметрами. Давление со стороны поставщиков и потребителей продукции, производителей товаров-заменителей (четвертый, пятый и шестой факторы) зависит от числа названных контрагентов, спроса на товарных рынках, уровня цен на материалы, продукцию и прочих характеристик.
Процесс определения стратегии включает в себя следующие основные шаги: уяснение текущей стратегии, проведение анализа портфеля продукции, выбор и оценка стратегии, что обусловило актуальность темы дипломной работы.
Различные аспекты рыночной конкуренции и предпринимательства анализируются в работах представителей классической и неоклассической политической экономии – П. Друкера, Р. Кантильона, И. Кирцнера, Р. Коуза, Д. Коэна, Л. Мизеса, М. Минца, Э. Мэнсфилда, Дж. С. Милля, А.Маршалла, Ф. Найта, Дж. Робинсон, Ж.-Б. Сэя, А. Пигу, О. Уильямсона, Ф. Хайека, П. Хармона Э. Чемберлина, Й. Шумпетера, Г. Шекла и других. Изучению сущности и роли конкуренции в российской хозяйственной практике посвящены работы выдающихся мыслителей XVII-XX веков – И.Т. Посошкова, А.Н. Радищева, П.Л. Лаврова, Д.И. Менделеева, Н.Г. Чернышевского, Н.Х. Бунге, В.К. Дмитриева, Н.Д. Кондратьева. Среди современных ученых-экономистов, анализирующих конкуренцию, выделяются Г.А. Азоев, Ю.Б. Рубин, Р.А. Фатхутдинов, А.Ю. Юданов и другие. В силу отсутствия исторического опыта исследования конкуренции в нашей стране, особенно в советский период, до настоящего времени не разработаны базовые стратегии конкуренции, адаптированные к российским предприятиям и компаниям. Основная работа ученых направлена на изучение методов, способов конкурентной борьбы, форм конкуренции, а также анализ её практической роли в формировании стратегии управления предприятиями.
В представленных работах рассматриваются наиболее общие вопросы предпринимательства, его формы в современных условиях и некоторые проблемы, связанные с теневой экономикой и вывозом капитала. Как самостоятельная рассматривается проблема глобализации экономики, включая финансовую глобализацию. Однако до сих пор отсутствуют комплексные исследования особенностей предпринимательства в условиях глобализации. Недостаточно также исследований, позволяющих определить формы и методы государственного контроля за предпринимательской деятельностью в условиях глобализации экономики.
Целью дипломной работы является выявление наиболее существенных факторов, влияющих на предпринимательскую деятельность компаний в условиях конкурентного поведения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- уточнить сущность и раскрыть экономическое содержание стратегий и тактик конкурентного поведения компаний;
- выявить условия и наиболее существенные факторы, определяющие конкретные направления, тенденции и специфические особенности в условиях конкурентной среды;
- раскрыть особенности поведения транснациональных корпораций, а также степень и формы их влияния на функционирование национальных производителей в условиях конкуренции;
- раскрыть сущность и выявить причины конкурентного стратегического поведения;
- выявить новые формы интеграции крупного и малого бизнеса, а также факторы адаптации малого предпринимательства в условиях повышения международной конкуренции;
- определить воздействие финансовой глобализации на изменение целей предпринимательской деятельности в условиях конкуренции.
Объектом работы является стратегия и тактика конкурентного поведения на мировых рынках.
Предметом являются социально-экономические отношения, определяющие условия формирования и функционирования частного предпринимательства в условиях глобализации.
Теоретико-методологической основой исследования явились научные труды классиков экономической теории, а также работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам предпринимательства, малого предпринимательства, теневой экономики и глобализации. Автор руководствовался диалектическим методом, использовал такие приемы как системный подход, анализ, синтез, обобщение, включающие теоретическую и эмпирическую составляющую, применялись методы группировки, пространственного и динамического сравнения, что способствовало достоверности полученных результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование конкурентно-рыночных стратегий хозяйствующих субъектов актуализируется тем, что в современной экономической литературе выявлению взаимосвязи формирования социального рыночного хозяйства и развитию эффективной деятельности предприятий региона уделяется недостаточно внимания. Особенностью данного исследования является его направленность на поиск направлений формирования конкурентно-рыночных стратегий и высокоэффективных способов удовлетворения потребностей экономики региона и общества в различных ресурсах и продукции.
В связи с этим, утилитарно-функциональный подход к выявлению сущности рыночной деятельности хозяйствующих субъектов должен уступить место научно обоснованной, фундаментальной социально-экономической концепции формирования комплексной конкурентно-рыночной стратегии с учетом особенностей развития рыночных отношений в конкретном регионе России. Кроме того, актуальность темы представленного исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, необходимостью исследования сущностных характеристик социальной рыночной экономики, выявления российских особенностей ее формирования и развития.
Во-вторых, востребованностью определения путей обновления методологической парадигмы исследования сущностных характеристик конкурентно-рыночной стратегии предприятия. Методология исследования конкурентно-рыночной деятельности предприятия должна характеризоваться системностью и междисциплинарностью.
В–третьих, тематика исследования актуализируется необходимостью формирования конкурентно-рыночной стратегии путем совершенствования маркетинговой деятельности хозяйствующих субъектов и менеджмента предприятия в частности. Представляется, что концепцию эффективной стратегии предприятия можно представить в виде определенного алгоритма действий руководителей всех уровней, состоящих из последовательных этапов, содержание которых может и должно меняться исходя из конкретных условий и целей предприятия.
В–четвертых, необходимостью выявления и обоснования конкретных форм взаимосвязи конкурентно-рыночных стратегий предприятий региона и современных тенденций становления в России социального рыночного хозяйства. Для этого императивный характер приобретает поиск релевантной информации, которая частично содержится в рыночной практике. При этом информационное обеспечение следует рассматривать как основу для принятия руководителями предприятия взвешенных и адекватных ситуации решений, позволяющих формировать конкурентно-рыночную стратегию предприятия, реализация которой позволит достичь целей предприятия и, соответственно, удовлетворения потребностей регионального рынка.
В-пятых, в современных условиях усиливается потребность моделирования конкурентно-рыночных стратегий предприятий в целях более полного удовлетворения нужд личности, регионов и общества, в целом.
В-шестых, императив нового качества экономического роста, преодоление структурных кризисов в отдельных регионах России настоятельно требуют разработки перспективных концептуально-теоретических и нормативно-прикладных подходов, ориентированных на достижение социально направленного развития крупных региональных промышленных предприятий.
Следовательно, концепция конкурентно-рыночной деятельности – это подход, основанный на изучении сущности рыночной экономики и создании алгоритмов эффективной конкурентоспособной деятельности предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы за предпочтения потребителей.
По сути, разработка конкурентно-рыночной стратегии и процесс стратегического планирования деятельности хозяйствующего субъекта взаимозависимы. |