Аннотация: |
Введение
Задержание лица по подозрению в совершении преступления - это мера уголовно-процессуального принуждения, носящая неотложный характер и состоящая в помещении в изолятор временного содержания лица, подозреваемого в совершении преступления, сроком на 48 часов в целях проверки его причастности (непричастности) к совершению преступления и решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.
«Задержание следует считать незаконным, если оно произведено при отсутствии предусмотренных законом оснований и с нарушением установленных им условий» . За заведомо незаконное задержание предусмотрена уголовная ответственность. Уже поэтому, чтобы оградить граждан, да и самих следователей (дознавателей и др.) от этого преступления, важно детально разобраться в том, какие основания и условия задержания предусмотрены уголовно-процессуальным законом.
Другими словами, задержание подозреваемого – эффективный рабочий инструмент, позволяющий следователю, дознавателю проверить причастность лица к совершению преступления и собрать доказательства его виновности, на основании которых ему предъявляется обвинение и решается вопрос о мере пресечения. Задержание и заключение под стражу как меры уголовно-процессуального принуждения связаны с лишением личности свободы главным образом на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. В случае незаконного и необоснованного применения задержания и заключения под стражу это может нанести существенный ущерб правам и свободам человека и гражданина. К сожалению, при применении задержания и заключения под стражу все еще имеют место следственные и судебные ошибки, которые дорого обходятся как отдельной личности, так и государству в целом.
Все основания уголовно-процессуального задержания и наиболее значимые условия применения данной меры процессуального принуждения закреплены в ст. 91 УПК РФ.
Режим правовой деятельности компетентных органов, производящих задержание подозреваемого в совершении преступления, обеспечение прав и законных интересов задержанного - эта проблематика на протяжении многих лет остается предметом оживленных научных дискуссий. Не утратила своей актуальности она и после принятия УПК РФ.
Регламентация данного процессуального действия действующим законом иногда критикуется совершенно справедливо, как практическими работниками, так и учеными.
Объектом исследования является особенности задержания при подозрении в совершении преступления, а его предметом - система нормативно – правовых норм российского права, регулирующих порядок задержания по подозрению в совершении преступления.
Цель настоящей работы – анализ порядка задержания по подозрению в совершении преступления.
Задачи работы:
- дать понятие категории «задержание по подозрению в совершении преступления»;
- определить особенности порядка задержания по подозрению в совершении преступления;
- рассмотреть проблемы и перспективы правового регулирования порядка задержания по подозрению в совершении преступления.
Методологическую основу исследования составляют современные общенаучные методы познания, в частности при написании работы были использованы формально - юридический, сравнительно-правовой, статистический, социологический и другие частно - научные методы исследования.
Заключение
Заключение под стражу - это наиболее строгая мера пресечения. Лицо, взятое под стражу, физически изолируется от общества и содержится под охраной. Поэтому постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд подлежит рассмотрению судьей районного суда (военного суда) с участием лица, подозреваемого в совершении преступления, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле.
Вышеуказанные характеристики задержания не берут в учет дополнительные гарантии обеспечения неприкосновенности отдельных категорий граждан. Лица, обладающие процессуальной неприкосновенностью, не всегда могут быть задержаны при наличии вышеперечисленных оснований и условий. Для того чтобы воспрепятствовать возможному вмешательству в осуществление ими своих функций, законодатель в одном случае ограничил круг оснований, при наличии которых возможно производство задержания лица, обладающего процессуальным иммунитетом, в другом - предусмотрел дополнительные условия применения к ним задержания в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ
Результатом укрепления гарантий прав личности в рамках совершенствования всей правовой системы России стало принятие нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в котором законодатель установил, что основным назначением уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и ограничения ее прав и свобод. Это обусловлено неуменьшающимися на практике случаями нарушений прав человека в ходе осуществления уголовного преследования. Значительная часть этих нарушений возникает на этапе вовлечения в уголовный процесс лиц в качестве подозреваемых и связана с недостаточным нормативным регулированием деятельности участников, осуществляющих, в частности, уголовное преследование и процессуальное задержание лица по подозрению в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству задержание подозреваемого представляет собой не только меру процессуального принуждения и неотложное следственное действие, но и основание для признания лица подозреваемым. В этой связи глубокий анализ процессуальной формы и содержания института позволит определить начальный момент появления фигуры подозреваемого в уголовном процессе, а следовательно, и начальный момент осуществления уголовного преследования лица.
Предусмотренные ст. ст. 91 и 92 УПК РФ основания и порядок задержания подозреваемого представляют собой совокупность действий, состоящую из фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (физический захват лица, захват с поличным), доставления данного лица, оформления протокола задержания и допроса указанного лица. Следует отметить, что данная совокупность действий не представляет собой целостную правовую систему. Отсутствие и эпизодичность законодательной регламентации института задержания подозреваемого создают как практические проблемы применения этой меры принуждения, так и препятствуют выработке единого теоретического представления о ней.
Приверженцы «широкого» понимания института, руководствуясь формальным подходом и исходя из положений ст. ст. 91, 92 УПК, полагают, что процессуальное задержание заканчивается составлением протокола задержания, и именно с этого момента задержание считается оконченным, а следовательно, задержанное лицо становится подозреваемым.
Хотя сторонниками данного подхода, как правило, являются практические работники, именно на практике и возникают сложности с применением данного задержания. Не секрет, что между физическим и юридическим задержанием возможен временной интервал, который зачастую может измеряться не часами, а сутками, что не предусмотрено УПК, тем более Конституцией Российской Федерации.
Неопределенность в данном вопросе способствует увеличению случаев нарушения норм УПК, затрудняет деятельность по раскрытию преступлений. Причина неопределенности в том, что данный институт из-за своей унифицированности не может объективно в существующем на сегодня виде отвечать потребностям практики и теории. |