Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Управление производственными запасами играет значительную роль в повышении эффективности функционирования промышленных предприятий, повышения их конкурентных позиций на рынке. При этом, данная функция управления носит комплексный, системный характер, от качества реализации которой во многом зависит эффективность производственной деятельности и компании в целом.
Производственные запасы в современных условиях становятся одним из наиболее важнейших факторов, определяющих эффективность и прибыльность компаний. Поскольку от того, как организовано управление производственными запасами, во многом зависит не только ход производства, но и величина материальных средств, отвлекаемых из сферы обращения, а также уровень обслуживания производств-потребителей и, таким образом, опосредованно определяет уровень удовлетворения конечного потребителя.
В существующей ситуации перед руководством предприятий стоит задача найти сбалансированное решение между чрезмерно большими производственными запасами, но позволяющими обеспечить непрерывность хода производства в течении определенного цикла, и низким уровнем издержек на поддержание запасов, создающем потенциальный дефицит материальных ресурсов.
В то же время, как показывает практика, при возможном равенстве ценностей предлагаемой продукции в конкурентной борьбе преимущество получают фирмы с более низкими издержками, более высоким уровнем обслуживания, качеством продукции.
Это заставляет предприятия изыскивать резервы снижения затрат, значительная часть которых, как показывает практика, сосредоточена в системе управления производственными запасами (СУПЗ).
В этой связи, необходимость совершенствования системы управления производственными запасами на крупных многономенклатурных предприятиях через формирование механизма рационального управления на каждом этапе процесса управления запасами и выявления взаимосвязанных решений по эффективному распределению по группам потребителей ресурсов, является, несомненно, актуальной и своевременной проблемой.
В отечественной и зарубежной литературе значительное внимание уделено поиску сбалансированных решений по управлению производственными запасами.
Рассмотрением вопросов совершенствования различных сторон управления производственными запасами, занималось большое число отечественных и зарубежных ученых и специалистов-практиков. Среди представителей отечественной школы видное место занимают труды Радионова Р.А., Аникина Б.А., Сергеева В.И., Миротина Л.Б., Волгина В.В., Гаджинского А.М. и др.
За рубежом проблемами производственных запасов и сопутствующими вопросами занимались Кристофер М., Линдерс М., Фирон Х., Боутеллир Р. В создание математического аппарата управления запасами большой вклад внесли такие ученые, как Кремер Н.Ш., Эддоус М., Стэнсфилд Р., Рыжиков Ю.И. и др.
Данными авторами предложено ряд методик и моделей, характеризующих управление отдельными сторонами системы запасов. Однако, для обеспечения эффективного управления производственными запасами необходима разработка такой модели управления, которая позволила бы системно охватить все стороны вопроса, связанного с управлением производственными запасами, объединяя в себе, как существующие разработки, так и дополнив их новыми разработками.
Целью дипломной работы является совершенствование механизма управления материально-производственными запасами на ОАО «УНИВЕРСАЛ», обеспечивающего минимизацию издержек при достижении требуемого уровня обслуживания потребителей материальных ресурсов.
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
– уточнить содержание, выявить и обобщить особенности, структуру и виды базовых процессов и категорий теории управления производственными запасами, определить основные подходы к их содержанию, сущности, провести их сравнение и систематизировать факторы, влияющие на них;
– исследовать существующие подходы к разработке систем управления производственными запасами и обосновать необходимость интеграции технологических процессов управления в виде механизма интегрированного управления, комплексирующего различные виды запасов, адекватных этапам поставок и процессам их обеспечения, которые необходимо учитывать как важные факторы оптимизации процесса управления запасами на предприятии;
– выявить и оценить существующие в автомобилестроении технологии управления производственными запасами, провести их сравнительную оценку для определения области применения и степени эффективности принятых решений по управлению производственными запасами;
– исследовать показатели и методы оценки эффективности управления производственными запасами, выявить требования по обеспечению достоверности и полноты издержек на рациональное управление запасами в КПК и сформировать систему показателей для адекватного анализа затрат по функциям управления в интегрированной цепи поставок;
– оценить параметры существующей системы управления производственными запасами на крупном промышленном комплексе - ОАО «УНИВЕРСАЛ», выявить принципы и особенности технологии управления и проанализировать эффективность системы в разрезе выполняемых функций;
– сформулировать требования, условия и ограничения по различным видам и категориям задач управления, целям и функциям интегрированной цепи управления производственными запасами, обосновать и разработать обобщенную модель рационального управления производственными запасами для КПК;
– разработать механизм рационального управления производственными запасами в КПК для различных групп задач и функций управления запасами и провести оценку их эффективности по показателям оценки интегрированной цепи поставок (затраты на управление, уровень обслуживания сегментарного потребителя и т.д.).
Предметом дипломной работы являются модели и механизм процесса управления производственными запасами на крупном производственном комплексе (КПК).
Объектом дипломной работы является крупный производственный комплекс в сфере автомобилестроения ОАО «УНИВЕРСАЛ».
Методологической и теоретической базой исследования служат результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области экономики и управления предприятиями, теории и практики управления запасами.
Исследование проведено с использованием действующих систем и технологий управления запасами, нормативных документов, регулирующих процесс управления предприятиями в сфере управления запасами.
Информационную базу исследования составляют данные Российского статистического агентства, Государственного комитета по статистике Самарской области, материалы министерства экономики, статистические данные по экономическому развитию отечественных и зарубежных предприятий, экономические периодические издания и отчетная документация ОАО «УНИВЕРСАЛ».
Для решения поставленных задач были использованы: методы комплексного экономического анализа, системного анализа и синтеза, методология управления запасами и принятия управленческих решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были разработаны методические рекомендаций по использованию механизма инвестирования инноваций в системе организации внутрипроизводственных материальных потоков. Суть этих рекомендаций сводится к тому, что на основе предложенного алгоритма решения проблемы формирования и развития инвестиционных процессов при обеспечении внедрения инноваций в системе внутрипроизводственных материальных потоков строится система управления инвестиционной деятельностью в организации конкретного производства. После этого, на основе предложенного критерия оценки инвестиционной привлекательности системы организации внутрипроизводственных материальных потоков строится блок управления инвестированием инноваций в системе организации внутрипроизводственных материальных потоков, в рамках которого методом LIFO реализуются рациональные режимы инвестирования инноваций в системе организации внутрипроизводственных материальных потоков.
Проблема исследования материальных потоков в производстве как объекта инвестиций заключается, с одной стороны, в том, что эта составляющая материального производства, как правило, не выделяется в качестве самостоятельной, хотя и пронизывает многие области деятельности предприятия (НИОКР, материально-техническое снабжение, производство, сбыт, инфраструктуру). С другой стороны, организация материальных потоков в производстве как объект инвестирования не может быть рассмотрена без учета современных тенденций развития инвестиционных процессов в системе организации производства.
Обобщая ключевые подходы, используемые на практике при организации материальных потоков производства (MRP, MRP II, ERP, JIT, ECR, KANBAN, ОРТ) можно сделать вывод, что ключевыми макроэкономическими факторами, определяющими инвестиционную привлекательность системы организации материальных потоков в производстве, являются: политические, экономические, ресурсно-сырьевые, трудовые, производственные, финансовые, инновационные, институциональные, инфраструктурные и социальные.
Основным микроэкономическим фактором, определяющим инвестиционную привлекательность системы организации материальных потоков в производстве, является рентабельность активов, рассчитываемая как прибыль от реализации продукции (товаров или услуг), отнесенная к общей сумме используемых активов. На величину этой прибыли непосредственно влияют: особенности объекта инвестирования; норма прибыли на капитал; продолжительность инвестирования; уровень инвестиционного риска.
1. В работе определены основные подходы к содержанию производственных запасов, систематизированы факторы, влияющие на них, уточнено содержание базовых процессов и элементов теории управления производственными запасами.
2. В ходе проведенного исследования проанализированы подходы к разработке систем управления производственными запасами и обоснована необходимость интеграции технологических процессов управления в виде механизма интегрированного управления запасами, позволяющего сформировать рациональные материалопотоки для различных целей, функций, потребителей.
3. Проведена систематизация и анализ существующих технологий управления производственными запасами, определены области их применения, преимущества и недостатки.
4. Для анализа эффективности управления производственными запасами исследованы существующие показатели и методы оценки, для обеспечения полноты и достоверности оценки сформирована система показателей по функциям управления в интегрированной цепи поставок.
5. Проанализирована эффективность системы управления производственными запасами на ОАО «УНИВЕРСАЛ», выявлены принципы и особенности существующей на предприятии технологии управления производственными запасами, проведена оценка эффективности системы в разрезе выполняемых функций.
6. Для построения эффективной системы управления производственными запасами разработана обобщенная модель рационального управления производственными запасами, выявлены требования, условия и ограничения по целям и функциям интегрированной цепи управления запасами.
7. Для практической реализации предложенной модели разработан механизм рационального управления производственными запасами и проведена оценка его эффективности.
Таким образом, была определена актуальность совершенствования механизма управления производственными запасами и необходимость решения этой задачи комплексно, что нашло отражение в разработке модели и механизма рационального управления производственными запасами и методик совершенствования управления.
ОАО «УНИВЕРСАЛ» - крупнейший российский автопроизводитель, доля участия которого в ВВП (внутренний валовый продукт) России составляет более 1% и создает для клиентов качественные автомобили по доступным ценам, принося стабильную прибыль нашим акционерам, улучшая благосостояние наших сотрудников и повышая ценность нашего бизнеса.
Основные потребители продукции Общества хотят иметь недорогую машину, в связи с чем отличительной стороной нашей продукции являются самые доступные цены в сегменте рынка новых автомобилей, продаваемых в России. Главным стратегическим рынком для бренда LADA является Россия.
ОАО «УНИВЕРСАЛ» расширяет сотрудничество с ведущими компаниями мировой автомобильной промышленности, включая производителей комплектующих, производителей и разработчиков автомобилей. В том числе увеличивается степень применения продукции и услуг таких компаний при создании и производстве автомобилей LADA.
В 2007 году ОАО «УНИВЕРСАЛ» активизировало работу по выбору основного стратегического партнера. В течение года были подготовлены подробные презентационные материалы по всем направлениям деятельности Общества, проведены переговоры с рядом потенциальных партнеров (в числе которых были ведущие мировые автопроизводители), осуществлен соответствующий аудит компании. В результате был определен основной стратегический партнер ОАО «УНИВЕРСАЛ» - компания РЕНО, с которой в декабре 2007 года был подписан Меморандум о взаимопонимании. 29 февраля 2008 года ОАО «УНИВЕРСАЛ» и РЕНО подписали Принципы сотрудничества, в соответствии с которыми компания РЕНО приобрела 25% акций ОАО «УНИВЕРСАЛ».
ОАО «УНИВЕРСАЛ» проводит непрерывное обучение и повышение квалификации своего персонала, воспринимая передовой опыт и знания мирового автомобилестроения.
Стратегия в области повышения эффективности и усиления конкурентоспособности ОАО «УНИВЕРСАЛ» направлена на:
• снижение издержек и повышение эффективности всех звеньев производства,
• построение эффективной корпоративной структуры,
• повышение эффективности капиталовложений путем внедрения принципов и системы проектного управления.
При этом будут внедряться самые прогрессивные методы в этой области, применяемые лидерами мирового автомобилестроения, что обеспечит ценовую конкурентоспособность автомобилей LADA.
Для сохранения требуемого уровня конкурентоспособности автомобилей LADA по качеству ОАО «УНИВЕРСАЛ» будет обеспечивать:
• непрерывное улучшение качества по всем процессам и направлениям своей деятельности,
• поддержку и развитие единой системы менеджмента качества ОАО «УНИВЕРСАЛ», соответствие стандартам в области качества.
Для максимальной концентрации на достижении своих целей ОАО «УНИВЕРСАЛ» будет развивать в своем коллективе культуру, в которой:
• каждый работник четко понимает цели предприятия и то, как его работа влияет на их достижение,
• все работники мотивированы на то, чтобы своим трудом достичь общих и личных результатов.
Данное направление поддерживается, в том числе, сохранением корпоративной истории, корпоративными и профессиональными праздниками. Стратегия достижения гибкости производства на ОАО «УНИВЕРСАЛ» предусматривает внедрение передовых технологий производства, которые позволят предприятию перестраиваться на выпуск разных семейств и моделей автомобилей за более короткое время и с меньшими инвестиционными затратами.
ОАО «УНИВЕРСАЛ» сократит продолжительность времени разработки и постановки автомобилей на производство до уровня, сопоставимого с лидерами мирового автомобилестроения.
Для повышения потребительских свойств, разработки, производства и вывода автомобилей LADA на различные, в том числе зарубежные рынки, ОАО «УНИВЕРСАЛ» учитывает и будет учитывать текущие и будущие изменения требований по безопасности и экологии.
Увеличение объемов производства и продаж
−сохранить производство и продажи наиболее доступных для населения России автомобилей семейства LADA 2105/2107.
- В 2008 году выйти на проектные мощности по проекту семейства LADA Kalina.
- К 2009 году выйти на проектные мощности по проекту семейства LADA Priora.
Сохранение и усиление конкурентоспособности, в том числе путем:
— снижения издержек и повышения эффективности всех звеньев производства;
— построения эффективной корпоративной структуры;
−повышения эффективности капиталовложений путем внедрения принципов и системы проектного управления.
Добиться снижения количества дефектов, выявляемых в гарантийный период эксплуатации в 2008 году, исходя из фактически достигнутого уровня в 2007 году, и обеспечить в 2008-2009 годах ежегодное снижение количества дефектов не менее чем на 7%.
Выполнение этих задач позволит сохранить лидерство в ценовой нише массового спроса на автомобили стоимостью до 12 тыс. $, обеспечить максимальную загрузку действующего производства, придать поставщикам и предприятиям дилерской сети уверенности в будущем, гарантировать долгосрочное развитие ОАО «УНИВЕРСАЛ» и укрепление бренда LADA. |