Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Порядок документального оформления операций и ведения бухгалтерского учета регулируется законодательными актами. Следовательно, он является обязательным для всех .
Проблемы повышения качества аудиторских проверок исследовались такими видными российскими и зарубежными экономистами, как М.А. Азарская, Р. Адамс, О.В. Голосов, Е.М. Гутцайт, К. Друри, В.Б. Ивашкевич, М.В. Мельник, О.А. Миронова, Дж. Робертсон, Э.А. Сиротенко, В.П. Суйц, А.Д. Шеремет и многими другими. Вопросами методологии развития аудиторской деятельности, как одного из возможных путей повышения качества аудита занимались И.Б. Винер, О.В. Голосов, Ж. Ришар, Э.А. Сиротенко, В.В. Скобара и другие специалисты.
В этих работах раскрыто значение повышения качества аудиторских проверок, показана актуальность развития новых подходов к аудиту, большое внимание уделяется роли стандартов в обеспечении качества аудита, организации проведения аудиторских проверок, оценке результативности аудиторской деятельности.
Целью исследования является определение понятия и критериев качества аудиторской проверки, разработка методических и практических рекомендаций по обеспечению проведения качественной аудиторской проверки, соответствующей требованиям нормативных документов, адекватной миссии и стратегии развития субъекта хозяйствования и учитывающей их технологические и организационные особенности.
Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие основные задачи:
- систематизировать подходы к оценке качества аудиторских проверок;
- определить понятие и критерии оценки качества аудиторской проверки;
- выявить влияние качества аудиторской проверки на конечный результат аудита, а именно на степень соответствия аудиторского заключения, выдаваемого аудируемой организации, реальному экономическому положению проверяемого субъекта;
- сформулировать предложения по формированию рабочей документации в ходе аудита;
- оценить систему контроля качества аудиторской деятельности как необходимое условие формирования качественной и адекватной современным требованиям аудиторской информации;
- выработать рекомендации по совершенствованию организации аудиторской проверки аудируемого лица на этапе планирования и в процессе проведения аудита по существу;
- предложить направления повышения действенности системы внутреннего контроля в аудиторских организациях.
Предметом исследования является организация и методические приемы проведения аудиторской проверки, обеспечивающие повышение ее качества. Объектом исследования является деятельность аудиторских организаций. Теоретической и методологической основой работы послужили законодательные и нормативные акты РФ, рекомендации, указания, инструкции по вопросам аудита и бухгалтерского учета, Международные стандарты аудита, Международные стандарты финансовой отчетности, труды отечественных и зарубежных авторов, которые связаны с различными аспектами изучаемого круга вопросов, оперативные данные, статистические материалы, рабочая документация и отчетность аудиторских организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Источниками аудиторской проверки процесса продажи при аудите розничных торговых предприятий являются:
- первичные и сводные документы, которыми оформлены операции продажи (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, спецификации, книга кассира-операциониста, товарные отчеты и т.д.);
- регистры синтетического учета по счетам 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 44 "Расходы на продажу", 90 "Продажи" и корреспондирующим счетам;
- финансовая и налоговая отчетность;
- инвентаризационные материалы;
- внеучетная информация (спецификации, сертификаты качества, договоры, результаты предыдущих проверок, беседы с персоналом проверяемой организации, особенно с материально-ответственными лицами, разъяснения руководства и т.д.).
Отдельным источником получения информации при проведении аудита являются нормативно-правовые акты, в частности относительно исследования операций по розничной продаже, это ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", ПБУ 9/99 "Доходы организации", ПБУ 10/99 "Расходы организации", Письмо Роскомторга "О порядке оформления ценников на реализуемые товары", Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, Федеральный закон N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и т.д.
Для обеспечения эффективной работы по осуществлению аудиторской деятельности важную роль играет предварительная работа или планирование аудита.
В соответствии с федеральным правилом (стандартом) "Планирование аудита" [4], которое разработано на основе ISA 300 Planning, планирование аудита включает разработку общей стратегии на базе детального анализа ожидаемого характера, сроков проведения и объемов аудиторских процедур.
Опыт работы аудиторских организаций показывает, что временные затраты на планирование первоначального аудита могут достигать 20% и более от общего бюджета времени. Если аудитор имеет определенный опыт работы с клиентом, знаком с особенностями деятельности конкретного экономического субъекта, то такие затраты снижаются до 5 - 10%. В связи с этим свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для этого они изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Большую помощь при этом могут оказать беседы с руководителем и специалистами организации, проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показателями, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.
При планировании аудиторской проверки следует выполнить следующие основные этапы: предварительное планирование аудита; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита.
На этапе предварительного планирования аудитор должен получить информацию:
- о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
- о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность торговой организации, связанных с ее индивидуальными особенностями;
- об организационно-управленческой структуре экономического субъекта;
- о видах деятельности;
- о структуре капитала и курсах акций;
- об уровне рентабельности и т.п.
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным, для того чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
|