Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Одно из ведущих мест в деятельности предпринимателей, как на стадии создания собственного дела, так и на стадии функционирования предпринимательской организации, занимает разработка плана мероприятий по созданию собственного дела с указанием конкретных функций (задач), которые необходимо выполнить к определенному сроку, а затем — краткосрочных и долгосрочных планов развития, чтобы добиться поставленной цели. Основную роль в процессе бизнес-планирования, как правило, играют разработка и реализация бизнес-плана предпринимательского проекта, бизнес-плана развития организации.
Научно разработанный бизнес-план является в руках предпринимателя тем компасом, который позволяет ему найти свой путь в бушующем море бизнеса и без больших потерь привести свой корабль (бизнес) к желанному берегу удачи. Бизнес-планирование на нынешнем этапе развития экономики имеет определенные особенности, которые предпринимателям необходимо учитывать при разработке планов развития организации:
• при планировании своей деятельности предприниматели прежде всего должны учитывать такие факторы, как нестабильность экономического развития, меняющиеся правила хозяйствования;
• относительная незащищенность предпринимателей от внешней среды, зачастую весьма агрессивной, требует от предпринимателей при разработке бизнес-планов более обоснованно учитывать неопределенность исхода предпринимательской деятельности;
• при разработке бизнес-плана необходимо учитывать все внешние факторы и определять их влияние на все разделы бизнес-плана количественно;
• российские предприниматели должны уметь сами рассчитывать количественные параметры всех разделов бизнес-плана, учитывать конкурентные возможности партнеров;
• российским предпринимателям не следует завышать свои притязания, учитывая определенную непредсказуемость принятия решений органов государственной власти.
Бизнес-план — это документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов. Бизнес-план — это документ, который позволяет ответить на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать денежные средства (капитал) в этот проект и принесет ли доход (прибыль) его реализация?» Научно обоснованный бизнес-план должен быть количественным и качественным ориентиром как для самого предпринимателя, так и для его партнеров и кредиторов.
В предпринимательской практике и научной литературе нет однозначного методического подхода к содержанию и структуре бизнес-плана, что объясняется, во-первых, теми целями, на решение которых направлен разрабатываемый бизнес-план; во-вторых, предметом избранной предпринимателем области деятельности; и в-третьих, стратегией развития организации и другими факторами, что обуславливает актуальность темы дипломной работы.
Следовательно, бизнес-план — это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела (проекта). Вместе с тем бизнес-план выступает как средство действенной рекламы для будущих инвесторов, партнеров. Поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу. Количественная информация, характеризующая разделы бизнес-плана, должна быть четкой, емкой, но в то же время относительно краткой. Объем бизнес-плана зависит от цели (проекта), но главное — он должен конкретно характеризовать и конечную цель, и все направления деятельности, в результате реализации которых будет обеспечено достижение цели. Как правило, бизнес-план разрабатывается на три—пять лет, но на первый год он должен быть конкретным плановым документом.
Цель дипломной работы – изучение и систематизация теоретических знаний по разработке бизнес-плана и разработка практических рекомендаций по экономической эффективности внедрения бизнес-плана на предприятии.
Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
рассмотрены и обобщены типы и классификация инвестиционных проектов, раскрыты основные сведения об инвестиционных проектах;
выявлены основные способы управления инвестиционными проектами как с позиции эффективности управления, так и с портфельным подходом управления проектами;
дана организационно-экономическая характеристика предприятия, даны рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия;
разработан инвестиционный проект и дана оценка эффективности его реализации;
выявлены и предложены практические рекомендации по управлению инвестиционными проектами на предприятии с позиции экономической эффективности.
Объектом дипломной работы является – салон красоты «Елена», предметом – разработка бизнес-плана салона красоты и управление инвестиционным проектом на предприятии.
Теоретической и методологической базой исследования служат положения и выводы научных трудов отечественных и зарубежных ученых в области управленческой деятельности и анализа процессов развития капитала организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно результатам дипломной работы можно сделать следующие выводы.
ООО салон красоты «Елена» в сфере парикмахерских услуг открывается в г. Москве. Источники, из которых планируется получить финансирование: собственные - 25900 $ и инвестор- 11100$. ООО «Елена» - салон красоты по оказанию населению парикмахерских услуг. ООО «Елена» будет функционировать в сфере услуг, а именно будет оказывать парикмахерские услуги населению.
В настоящее время в сфере услуг открылось много предприятий, в том числе и интересующих нас парикмахерских салонов красоты, салонов-парикмахерских, SPA-салонов. Появилось много салонов красоты, которые предлагают широкий спектр услуг, импортное оборудование и косметические средства - всё это требует больших капиталовложений, что создаёт условия для роста цен на предлагаемые ими услуги.
В настоящее время возникли благоприятные условия для возникновения парикмахерских, так как они в большинстве случаев ориентированны на потребителя со средним и низким достатком, которые и составляют большинство населения. Для хорошей работы персонала руководство ООО «Елена» обеспечит гибкий график работы, возможность участвовать в управлении.
Парикмахерская ООО «Елена» будет оказывать услуги по подбору причесок, цвета волос, укладке свадебных и вечерних причесок, стрижке и химической завивке. Услуги, которые будут предоставлены ООО «Елена» будут качественными, обслуживание будет проводиться на достаточно профессиональном уровне. Постоянным клиентам этого предприятия могут быть предоставлены скидки, некоторым потенциальным клиентам будут предоставлены льготы.
ООО «Елена» будет удовлетворять потребности своих потенциальных клиентов в парикмахерских услугах, которые будут качественными и по доступным ценам. Также «Елена» будет предоставлять услуги по выезду мастера на дом к клиенту, и по продаже косметических средств отечественных производителей по низким ценам. Не исключено, что в дальнейшем парикмахерская «Елена» заключает договор с предприятием для предоставления персоналу этого предприятия парикмахерских услуг.
Целью составления бизнес-плана является получение полной картины и ответов на вопросы о целесообразности использования располагаемых ограниченных финансовых ресурсов для производства товаров или оказания услуг:
определенным способом;
определенными работниками;
для определенных потребителей;
при условии гибкости принятия решений.
При составлении бизнес-плана подробно отвечают на определенные вопросы, которые интересуют собственников и кредиторов или других заинтересованных лиц. Обоснованный бизнес-план служит основанием для принятия решения инициатором проекта (инвестором, предпринимателем, организатором-реципиентом), а также является документом для его внешней презентации перед потенциальными партнерами, кредиторами и государственными учреждениями, ответственными за создание и регистрацию предприятия.
К содержанию и форме бизнес-плана предъявляются определенные требования, обязательные при проверке крупных проектов международными и национальными учреждениями, участвующими в финансировании. Так, развернутый план основания предприятия должен включать разделы:
анализ рынка;
технико-экономический анализ;
финансовый анализ;
общеэкономический (или национально-хозяйственный) анализ (для крупных проектов государственной важности).
Достоверность использованной при планировании информации подтверждают прилагаемые к бизнес-плану документы - отчеты, контракты, договоры, данные статистики.
Комплексный управленческий анализ необходим для:
повышения обоснованности планирования и жесткости нормативов управления;
обеспечения эффективной и бесперебойной организации деятельности;
своевременности координирования как реакции на внешние и внутренние изменения;
оценки достоверности учета и оперативности контроля;
мотивации работников к достижению поставленных целей.
Основным методом планирования служит сметное планирование (бюджетирование), при помощи которого:
стратегические задачи, потребности рынка увязываются с производственными возможностями;
определяются параметры, нормативы для организации деятельности;
общие цели детализируются и доводятся до подразделений и исполнителей в виде плановых показателей;
закладывается основа для контроля как обобщающих, так и частных показателей деятельности, сроков их достижения;
намечаются меры стимулирования эффективной работы персонала;
обеспечивается база для сравнения текущих показателей деятельности с плановыми, выявления отклонений и координирования действий.
Управление рисками (риск-менеджмент) — последовательность действий, позволяющая соблюдать разумные сочетания рисков и выгод проектов. Цель управления рисками — снижение рисков проекта.
Риски возникают по следующим причинам.
1. Недостаток информации.
2. Наличие элементов случайности (непредсказуемости).
3. Сознательное противодействие со стороны внутренней и внешней среды проекта (конкурентов, сотрудников, властей, подрядчиков и т. д.).
Риски проекта должны быть идентифицированы, оценены, после чего следует разработать план мероприятий по их уменьшению и ликвидации последствий от событий, которые могут наступить в результате реализации рисков.
На наш взгляд, методологически обоснованным явилось бы применение такой последовательности при оценке инвестиционных проектов.
1. Определение состава денежных потоков, подлежащих дисконтированию, в зависимости от приоритетов лиц, принимающих решения, инвестиционной истории и особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в частности, от включения предприятия в какой-либо холдинг или иную вертикально- или горизонтально-интегрированную структуру. Принятие для расчета формулы, отражающей все конкретные условия и базирующейся на понятийном аппарате и терминологии тех или иных стандартов финансовой отчетности.
2. Исключение из числа факторов, обусловливающих необходимость дисконтирования и влияющих на выбор его ставки, инфляции и рисков и их учет на последующих этапах.
3. Выбор ставки дисконта и критерия принятия/непринятия инвестиционного проекта (так называемая ставка отсечения - hurdle rate) только исходя из принципа альтернативности вложений.
4. Оценка статистических параметров составляющих денежных потоков исключительно исходя из риск-анализа тех или иных входящих величин.
5. Выбор методов оценки, интегральных показателей и критериев, наиболее приемлемых при оценке коммерческой эффективности инвестиционного проекта для предприятия, находящегося на данной стадии жизненного цикла.
6. Дисконтирование денежных потоков.
7. Оценка эффективности инвестиционного проекта и отбор по утвержденным критериям.
8. Учет инфляции как экономического явления (уменьшение покупательной способности полученных денежных средств) только в конце расчетов.
Естественно, что при рассмотренной последовательности возможны значительные расхождения в оценке эффективности различных инвестиционных проектов по сравнению с общепринятыми подходами. Могут быть приняты ранее отвергнутые проекты или, наоборот, отвергнуты ранее принятые. Однако это должно способствовать повышению вероятности совпадения положительных решений об инвестировании с успешной реализацией данных проектов и снижению количества неудачных капитальных вложений. Адекватное определение того, что должно входить в формулу, выражающую денежный поток, может быть установлено на все случаи жизни только как сложный алгоритм с множеством условий и разветвлений.
Для соблюдения основных принципов анализа - системности и комплексности, экономичности, нацеленности на решение проблем перед его проведением формируют систему аналитических показателей. В систему включают необходимое и достаточное число взаимосвязанных аналитических показателей, среди которых:
натуральные и стоимостные;
абсолютные и относительные;
средние и удельные;
конечные и частные;
количественные и качественные.
Составляющими разработки и мониторинга бизнес-плана являются:
выработка стратегии (стратегическое планирование);
формирование системы целевых показателей;
создание модели предприятия;
обеспечение достижения стратегических целей при помощи текущего и оперативного планирования;
создание условий для гибкой корректировки системы целевых показателей в ответ на изменяющиеся внешние условия.
|