Аннотация: |
В советскую эпоху предоставление социальных услуг и строительство и эксплуатация социальной инфраструктуры были делегированы предприятиям. Предприятия содержали детские сады, школы, медицинские учреждения и дома отдыха. Это было следствием организации производства в советской экономике. Система была построена на «экономии масштаба», когда отдельные регионы и города специализировались на производстве ограниченного ассортимента товаров на крупных предприятиях. Зачастую в таких регионах почти все население работало на одном местном крупном предприятии (так называемые градообразующие предприятия). После распада советской системы предприятия продолжали обеспечивать социальные услуги и поддерживать инфраструктуру, не являясь юридически собственниками этих объектов. В период массовой приватизации и после него стояла задача передачи социальных активов из ведения предприятий в собственность и распоряжение муниципалитетов.
В настоящей работе сделана попытка оценить роль современных предприятий в социальной сфере на сегодняшний день, когда процесс муниципализации социальных активов по большей части завершен. Мы проводим анализ масштаба, уровня и объема мероприятий, осуществляемых предприятиями в предоставлении социальных услуг. Эти факторы не были исследованы в достаточной степени, несмотря на их решающее значение для понимания нынешнего состояния российской экономики. Предоставление социальных услуг предприятиями явилось предметом изучения лишь в одном обследовании, проведенном в России в 1994 году . Кроме того, целый ряд исследований по проблемам муниципализации социальных активов предприятий опубликованы Лексиным и Швецовым и Стародубровской. Интерес исследователей сместился в сторону реформирования государственных секторов ЖКХ, медицины и прочих отраслей социальной сферы. Представляется важным обратиться к теме предоставления предприятиями социальных услуг с точки зрения эффективности самих предприятий, особенностей функционирования рынка труда и взаимодействия предприятий с общественным сектором.
Вопросы социального развития предприятия традиционно являются важными для социологии управления. Теоретико-методологические основы социального развития предприятия исследовали В.Г. Афанасьев, О.С. Виханский, В.С. Ефремов, Г. Минцберг, М. Портер, А. Чандлер и другие. Разработка вопросов социального развития предприятий связана с именами А.Г. Аганбегяна, И. Ансоффа, Э. Кемпбелла, Д.А. Керимова, Г. Б. Клейнера, Г.В. Осипова, Ж. Т. Тощенко и многих других. Усилиями отечественных ученых Л. И. Абалкина, О. И. Волкова, Л. Н. Когана, Н. И. Лапина, В. Р. Полозова, А. И. Татаркина, О. И. Шкаратана и многих других был накоплен и претворен в практику богатейший опыт по вопросам управления социальным развитием коллективов предприятий.
В современных условиях большинство работ посвящено методологии выработки конкурентных и корпоративных стратегий, в то время как вопросы разработки функциональных стратегий, к которым относятся и социальные стратегии, остаются недостаточно изученными. Высокая актуальность исследуемой проблемы, слабая разработанность проблематики в научной литературе и послужили причинами выбора темы работы.
Предметом данной работы является исследование социальных метов управления.
Объектом работы является ОСАО «Ресо-Гарантия».
Цель работы изучить теоретические и практические аспекты использования социальных методов управления.
Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы использования социальных методов управления;
Дать характеристику системы управления персоналом ОСАО «Ресо-Гарантия»;
Проанализировать основные направления использования социальных методов управления на примере ОСАО «Ресо-Гарантия».
Заключение
Социальное управление - предмет изучения многих наук: социальных, экономических, политических, юридических, но при этом наука социального управления не является прикладной частью ни одной из них. Опираясь на фундаментальные положения разных отраслей обществоведения, ряд прикладных отраслей, наука управления имеет свой предмет и свою проблематику исследования. Её самостоятельным предметом является управленческая деятельность в единстве с управленческими отношениями, которые складываются в процессе создания самой системы социального управления, её построения, функционирования и развития. Наука социального управления изучает окружающий мир в целостной системе воздействия на все его отрасли для достижения главной цели общества- повышения качества жизни его членов. "Она исследует общие закономерности, принципы социального воздействия независимо от того к какой сфере они относятся, а также закономерности и принципы создания самой системы социального управления".
Сама система социального управления включает в себя различного рода специалистов, обеспечивающих социальное управление, методы управления и средства вычислительной техники, а также объём различной информации, помогающий осуществить связь между объектом и субъектом управления. Если связь между объектом и субъектом нарушена, то это приводит к кризису в управлении. Поэтому важной задачей социального управления является поддержание стабильности этих отношений.
Социальное управление рассматривается как процесс воздействия на социальные процессы для достижения определённых целей, а также как сфера деятельности людей. Необходимость социального управления обусловлена разделением труда и потребностью его кооперации.
Социальное управление - сознательное, целенаправленное воздействие на социальную систему в целом или ее отдельные элементы на основе использования присущих системе объективных закономерностей и тенденций.
Социальное управление имеет своей целью упорядочение организации системы, достижение оптимального функционирования и развития, осуществление поставленной цели.
Совершенствование социальной сферы предприятий - одно из важных условий усиления социальной направленности реформ.
На основе проведенного анализа управления персоналом ОСАО «Ресо-Гарантия» были выявлены существенные недостатки в управлении персоналом.
В ОСАО «Ресо-Гарантия» применяются повременная и сдельная оплата труда. Однако повременная оплата труда использует в качестве результата труда – отработанного времени.
Говоря о методах совершенствования учета труда и его оплаты, нельзя не касаться такого понятия как мотивация персонала, который является одним из главных способов достижения эффективности работы отдельных работников и предприятия в целом.
Целью совершенствования социальной политики ОСАО «Ресо-Гарантия» является повышение конкурентоспособности компании за счет эффективного использования потенциала сотрудников на базе новых форм мотивирования персонала.
В ОСАО «Ресо-Гарантия» используют соцпакет как дополнительное средство построения эффективной коммуникации между работодателем и сотрудниками.
Одним из ключевых факторов экономического роста является повышению эффективности управления предприятием на основе принципов, способов и форм социального партнерства. Однако, как показало исследование, на сегодняшний день в бизнес-структурах России не сформировалось понимание экономических выгод от социальных затрат; поэтому социальные расходы предприятия рассматриваются промышленными предприятиями по большей степени как текущие затраты, а не как долгосрочные инвестиции.
В работе была рассмотрена методика оценки влияния принципов социального партнерства на повышение эффективности управления промышленным предприятием, позволяющая с позиций системного подхода мобилизовать внешние и внутренние резервы роста эффективности и разработать программу управленческих решений для их реализации.
|