Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинг в виде идеологии управления фирмой возник и раз-вивался как реакция менеджмента на объективные изменения условий общественного производства в странах с развитой рыночной экономикой. До конца 20-х гг. XX в. (эпоха массового производства) фирмы концентрировали усилия на производстве большего количества товара по цене меньшей, чем у конкурента, без серьезного учета потребностей покупателя. Конкуренция при этом была ценовой, а спрос значительно превышал предложение; покупалась практически вся произведенная продукция, маркетинговое управление отсутствовало. Для периода 20-х — середины 50-х гг. характерно насыщение рыночного спроса, трудности со сбытом, что и вызвало для фирм необходимость повышать качество продукции и предпринимать усилия для продажи своей продукции путем рекламы и других методов стимулирования сбыта. Таким образом, начинается развитие маркетинга «с ориентацией на товар» и «с ориентацией на сбыт произведенного продукта».
В 50-х — 60-х гг. XX в. предложение товаров начинает превышать спрос — возникает рынок покупателя, начинается изменение структуры спроса и его индивидуализация. Появляется необходимость изучать потребности покупателя и выпустить товар, пользующийся спросом. На предприятиях появляются соответствующие службы (отделы) маркетинга, ориентирующие деятельность фирмы на удовлетворение потребностей покупателя.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что современный период «постиндустриальной (информационной) эпохи» характерен рынком покупателя, индивидуализацией и быстрым изменением спроса, возникновением новых потребностей, товаров и технологий, усилением конкуренции. Управление фирмой в этих условиях строится на идеологии интегрированного маркетинга, включающего ориентацию на изучение рынка и потребностей покупателя; разработку и изготовление товара как средства удовлетворения этих потребностей; обеспечение продвижения товара к покупателю, активное формирование спроса и стимулирования сбыта.
Целью дипломной работы является изучение механизма спроса и предложения на продукцию в условиях рыночной экономики, а также принципы стимулирования продаж на предприятии. Исходя из цели, в работе решены следующие задачи:
- раскрыты теоретические основы функционирования рыночных отношений на рынке товаров;
- определены принципы конкурентоспособности продукции и основы маркетинговой политики предприятия;
- проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- определены пути повышения эффективности трудовых ресурсов, ускорения темпов роста производительности труда на основе внедрения инновационных технологий и улучшения нормирования труда;
- разработаны мероприятия по улучшению использования основных средств предприятия и определена экономическая эффективность данных направления;
- предложены мероприятия по покупке нового оборудования и проведена планировка цеха;
- раскрыт анализ производства с точки зрения охраны труда, пожаробезопасности.
Объектом дипломной работы выступает Открытое акционерное общество ОАО «Хлеб», предметом дипломной работы – спрос и предложение на рынке хлебобулочных изделий.
Дипломная работа состоит из введения, теоретической, аналитической и прикладной частей, заключения и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, современный маркетинг на уровне предприятия — это такая организация управления деятельностью фирмы, которая ориентирована на предварительное изучение потребностей покупателей с целью их наилучшего удовлетворения товаром фирмы и обеспечения на этой основе гарантированного сбыта и прибыли. Функции маркетинга на уровне предприятия представляют собой взаимосвязанный комплекс действий, включающий:
поиск привлекательных для фирмы возможностей на рынке и выбор целевого рынка, для чего проводятся маркетинговые исследования потребностей рынка, его сегментация, прогнозируются конъюнктура и спрос;
разработку и изготовление товара — средства удовлетворения потребностей рынка;
организацию системы распространения товара от производителя к потребителю;
обеспечение продвижения товара к покупателю путем формирования спроса и стимулирования сбыта на товар фирмы;
определение ценовой политики фирмы и ее реализацию;
организацию управления маркетинговой деятельностью, вклю-чающего разработку маркетинговой стратегии, планов и программ, а также контроль и анализ маркетинговой деятельности.
Планирование маркетинга включает: постановку целей; оценку и отбор привлекательных для фирмы рыночных возможностей; планирование стратегии маркетинга; разработку планов маркетинга; разработку программы маркетинга. Стратегия маркетинга включает в себя два элемента: целевой рынок, представляющий собой однородную группу потребителей, чье внимание хочет привлечь компания; комплекс маркетинга, состоящий из контролируемых фирмой переменных, которые она объединяет в единое целое в целях удовлетворения потребностей конкретной целевой группы. Типичный комплекс маркетинга включает в себя следующие четыре компонента: товар с характеристиками, соответствующими требованиям целевого рынка; методы распространения (доставки товара к месту спроса целевого рынка); методы стимулирования (информирование покупателя о наличии нужного ему товара); цену товара, соответствующую целевому рынку.
Стратегия маркетинга рисует общую картину того, что фирме нужно сделать на рынке. Разработка стратегии проводится на основе предварительного анализа рынка, оценки и отбора привлекательных возможностей, который, в свою очередь, ведется исходя из необходимости достижения целей, стоящих перед компанией. План маркетинга — это детализация выполнения стратегии с увязкой во времени всех необходимых мероприятий. План должен определить:
какой комплекс маркетинга (раскрытый достаточно подробно) предлагается какому целевому рынку, период времени его действия, изменения комплекса во времени;
какие ресурсы (финансы) потребуются для выполнения стратегии в разбивке по периодам планирования (месяц, квартал и т.д.) и по направлениям расходов (на НИОКР, производство, распространение, рекламу, и пр.);
каких результатов должна добиться фирма (объем продаж, прибыль и т.п.) по периодам планирования;
мероприятия по контролю выполнения плана, обеспечивающие обратную связь и позволяющие вводить необходимые корректировки в планы и стратегию маркетинговой деятельности фирмы.
Стратегия и соответствующие планы маркетинга составляются фирмой либо для различных целевых рынков, либо для различных товаров, предлагаемых одному целевому рынку. Несколько планов объединяются в одну общую программу маркетинговой деятельности фирмы, увязанную по срокам ресурсным «ограничением».
Привлекательные возможности ОАО «Хлеб» — это такие возможности, которые с учетом имеющихся ресурсов и поставленных целей позволяют фирме функционировать успешнее других. К ним относятся:
возможность добиться конкурентного преимущества — предложение такого комплекса маркетинга, который по мнению целевого рынка лучше, чем комплекс конкурентов;
возможность прорыва — разработка и предложение такой стратегии и комплекса маркетинга, которые нелегко скопировать конкурентам и которые будут приносить фирме прибыль в течение длительного периода.
Для стабилизации финансового положения ОАО «Хлеб» необходимо внедрение комплексной системы управления его текущими активами и пассивами. Для условий анализируемого предприятия наиболее подходящей является консервативная политика управления его имуществом и капиталом. Однако, по расчетам, при низкой рентабельности собственных средств и прибыли, эффект финансового рычага не станет приращением к прибыли, получаемой от собственных средств и, следовательно, взятие кредита окажется для предприятия убыточным.
Оптимизация структуры активов при сложившейся ситуации является важнейшим условием стабилизации финансового состояния предприятия. Положительно сказалось бы на его финансовой устойчивости минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов и своевременное вовлечение в хозяйственный оборот излишних запасов товарно-материальных ценностей. Необходимо также рационально управлять дебиторской задолженностью, учитывать факторы, влияющие на ее уровень. Предприятие должно быть заинтересовано в сокращении периода оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности и увеличивать средний срок оплаты кредиторской, с целью снижения текущих финансовых потребностей. С целью увеличения притока денежных средств предприятию следует разработать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями оплаты и гибким ценообразованием.
Высвобожденная в процессе корректировки потока денежных платежей сумма денежных активов реинвестируется в краткосрочные финансовые вложения или в другие виды активов, что способствует сокращению потери используемых денежных средств от инфляционного обесценения. Реализация предложенных мероприятий позволит предприятию превратить текущие финансовые потребности в отрицательную величину и в дальнейшем разумно управлять текущими активами и пассивами, повышая свою финансовую устойчивость.
Охрана труда представляет собой систему законодательных актов, социально - экономических, организационных, технических и лечебно - профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Охрана труда выявляет и изучает возможные причины производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров и разрабатывает систему мероприятий и требований с целью устранения этих причин и создания, безопасных и благоприятных для человека условий труда. С вопросами охраны труда неразрывно связанно и решение вопросов охраны природы.
Сложность стоящих перед охраной труда задач требует использования достижений и выводов многих научных дисциплин, прямо или косвенно связанных с задачами создания здоровых и безопасных условий труда. Так как главным объектом охраны труда является человек в процессе труда, то при разработке требований производственной санитарии используются результаты исследований ряда медицинских и биологических дисциплин. Особо тесная связь существует между охраной труда, научной организацией труда, эргономикой, инженерной психологией и технической эстетикой. Успех в решении проблем охраны труда в большой степени зависит от качества подготовки специалистов в этой области, от их умения принимать правильные решения в сложных и изменчивых условиях современного производства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. – М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. – 256 с.
2. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 192 с.
3. Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 440с.
4. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2002.- 624 с.
5. Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений: Учебник: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 655 с.
6. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – 5-е изд. – М.: Дело, 2003. – 520 с.
7. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 448 с.
8. Любушин Н.П., Чиркова М.Н. Управление бизнесом на основе законов развития технических систем. В кн.: Любушин Н.П., Чиркова М.Н. Маркетинговая и финансовая деятельность предприятий: Монография. - Н. Новгород, 1996. - С. 19 - 54.
9. Основы экономики и управления: Учебное пособие /Т.Ф. Басова, В.И. Иванов, Н.Н. Кожевников. – М.: Издательский центр «академия», 2004. – 272 с.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание»,. 2000. – 688 с.
11. Старовойтов М.К. Современная российская корпорация (организация, опыт, проблемы). – М.: Наука, 2001. – 312с.
12. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. Учебное пособие. – СПб.: Издательсов ДНК, 2003. – 352 с.
13. Стратегический менеджмент /Под ред. Петрован А.Н. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
14. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. – 6-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 344 с.
15. Безбородова Т.И. Анализ особенностей формирования финансовой (бухгалтерской)
отчетности на различных стадиях жизненного цикла организаций. //Экономический анализ. Теория и практика, N 1, январь 2007 г.
16. Габочив Б.А., Данг А.З, Мищенко А.В. Стохастическая модель принятия инвестиционных решений в условиях риска. //Финансовый менеджмент, № 4. – 2003. – с. 50 – 58.
17. Зеляковская В.М., Васильев А.А. Финансовое планирование деятельности промышленного предприятия. Препринт научного доклада, подготовленного для участия в 39-й научно-практической конференции ВолгГТУ. – Волгоград: РПК «Политехник», 2002. – 2,8 п.л.
18. Проблемы совершенствования управления предприятием в современных условиях. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Ч.2. – Пенза, 2000. – 138 с.
|