Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы произошло некоторое улучшение финансово-экономического положения страны, что привело, в свою очередь, к увеличению средств, проходящих через бюджеты субъектов Российской Федерации. Несмотря на наметившуюся тенденцию к сокращению «нефинансируемых федеральных мандатов», на региональные и особенно местные бюджеты возложены многочисленные социальные обязательства, не обеспеченные источниками финансирования. В результате региональные и особенно местные органы власти не имеют возможности обеспечить сбалансированность своих бюджетов. В таких условиях полностью отсутствуют стимулы к проведению ответственной бюджетной политики, повышению качества бюджетных услуг.
Центральное место в политике экономической и финансовой стабилизации в условиях реформирования налогово-бюджетной системы в России занимают проблемы сглаживания острых бюджетных различий в положении субъектов Федерации, ликвидации неравенства в их бюджетных взаимоотношениях с федеральным центром и повышения эффективности федеральной бюджетной поддержки проблемных регионов.
Очевидность сегодняшних проблем развития бюджетного федерализма достаточно ярко выражена в сохранении неопределенности в положении разных видов местных бюджетов. Практика показывает, что существует следующее противоречие. С одной стороны, при законодательно закрепленной одноуровневой модели местного самоуправления в регионах страны имеются разные подходы к организации местного самоуправления, с другой – это приводит к излишней централизации федеральных функций и превращению местных органов власти фактически в агентов центральных структур.
Эти и подобные им противоречия свидетельствуют о незавершенности формирования базовых основ бюджетной системы России. Вместе с тем, бюджетный федерализм должен более активно воздействовать на всю совокупность экономических и социальных отношений и одновременно выступать важным фактором экономического роста. Кроме того, от состояния межбюджетных отношений во многом зависят социально-экономическая ситуация в регионах и возможность решения назревших проблем стабилизации хозяйственной жизни. Таким образом, бюджетный федерализм важен не только для сохранения единства страны при одновременном расширении прав и полномочий субъектов Российской Федерации, но и для становления подлинной системы местного самоуправления. Все это свидетельствует об острой необходимости дальнейшей разработки эффективной системы межбюджетных отношений в условиях бюджетного федерализма, что и определяет актуальность работы.
Исследованием основ бюджетного федерализма в Российской Федерации занимаются на протяжении последних лет целый ряд отечественных ученых и специалистов-практиков как в Москве, так и в регионах. Можно говорить даже о формировании нескольких научных школ в данной сфере общественных финансов. Однако, как правило, такие исследования затрагивают какие-либо частные вопросы, отдельные принципы формирования системы бюджетного федерализма (например, только определение и уточнение параметров распределения трансфертов) или основываются на всестороннем изучении бюджетного устройства конкретного региона либо муниципального образования в рамках бюджетной системы федеративного государства. Даже редкие фундаментальные работы в этой области не охватывают данной широкой темы полностью.
Различные аспекты вопросов межбюджетного регулирования и бюджетного федерализма широко освещены в трудах отечественных ученых. Общетеоретические вопросы развития межбюджетных отношений и бюджетного федерализма исследуются в работах: О. В. Богачевой, Л. А. Дробозиной, А. Г. Игудина, А. М. Лаврова, Ю. И. Любимцева, Л. П. Павловой, В. Г. Панскова, И. В. Подпориной, В. М. Родионовой, М. В. Романовского, М. И. Ходоровича, В. Б. Христенко; проблемам бюджетов территорий посвящены работы О. В. Врублевской, А. Д. Барского, В. Н. Лексина, Г. Б. Поляка, С. П. Солянниковой, С. Н. Хурсевича, А. Н. Швецова и др. Вопросы налогового формирования бюджетных ресурсов анализируются в работах СВ. Барулина, К. Лайкама, Б. Е. Пенькова, Д. Г. Черника.
Изучению финансовых основ государственного устройства, проблем формирования и использования средств бюджетов различных уровней, их роли в социально-экономическом развитии посвящены труды многих советских экономистов: Д.А. Аллахвердяна, Г.В. Базаровой, A.M. Бирмана, М.В. Васильевой, А.Г. Зверева, Е.В. Коломина, Д.С. Молякова, Л.П. Павловой, Г.Б. Поляка, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, Б.И. Филимонова, Я.Б. Хесина, Н.А. Ширкевич. Однако большое число наименований работ в этой области не свидетельствует об их приемлемости для новых условий трактования понятий "бюджет", "государственные финансы" и др. Исследования, проведенные в годы централизованного планового хозяйства, и особенно разработанные на их основе практические рекомендации в условиях федеративного государства с рыночными принципами хозяйствования во многом потеряли свою значимость. В работах советского периода нет понимания даже некоторых широко распространенных в условиях бюджетного федерализма принципов и явлений, например принципа субсидиарности, межбюджетных отношений и др.
Цель дипломной работы заключается в разработке эффективного механизма формирования системы пополнения бюджетов муниципальных образований, обеспечения уровня самообеспеченности местных бюджетов, а также достижения потенциальной сбалансированности бюджетной системы.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть эволюцию научных взглядов на развитие бюджетного федерализма, межбюджетных отношений, муниципальных образований и категориально-понятийный аппарат;
- проанализировать зарубежный и отечественный опыт функционирования и развития муниципальных образований, оценить соответствующий зарубежный опыт с позиций возможности его использования в России;
- раскрыть особенности функционирующей налоговой системы как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном, выявить проблемы сбора налогов и дать оценку их влияния на формирования бюджетов муниципальных образований;
- провести критический анализ и раскрыть особенности механизма межбюджетных отношений, определить критерии бюджетной обеспеченности субъектов РФ, а именно муниципальных образований;
- обосновать предложения и рекомендации по использованию специальных налоговых режимов как источника поступления в бюджеты муниципальных образований;
- оптимизировать механизм формирования бюджетов с учетом использования финансовых инструментов как источников дополнительного финансирования бюджетов муниципальных образований;
- определить конкретные предложения по совершенствованию процесса формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований.
Предметом исследования выступает экономический механизм взаимодействия муниципальных образований и бюджетов различных уровней в условиях межбюджетных отношений.
Объектом исследования является муниципальный бюджет МО «Одинцовский район».
В процессе исследования использовались такие общенаучные методы как монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический и расчетно-конструктивный. Теоретическую базу исследования составляют научные концепции и разработки, содержащиеся в публикациях отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области государственных и муниципальных финансов и бюджетно-налогового федерализма; прикладные исследования, методические рекомендации международных научно-практических конференций и совещаний по проблемам межбюджетных отношений и муниципальных образований. Кроме того, автор опирался на законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Информационной базой работы послужили бюджетное и налоговое законодательство и нормативные акты Российской Федерации, статистические материалы Госкомстата РФ, Министерства финансов РФ, а также материалы, опубликованные в научной и периодической печати.
Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных рекомендаций по формированию эффективных методов совершенствования в области пополнения бюджетов муниципальных образований с использованием финансовых инструментов и специальных налоговых режимов. Результаты исследования содержат новые подходы к решению проблем, связанных с формированием эффективной системы пополнения бюджетов муниципальных образований.
Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для работников финансовых подразделений муниципальных администраций, на практике занимающихся вопросами организации межбюджетных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для целенаправленного и успешного регулирования государством всей системы бюджетных отношений важное значение имеет определение базовых понятий бюджетного права. В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ приведены понятия и термины, нормативное закрепление которых играет принципиальную роль в организации бюджетной деятельности государства. Однако не все они в достаточной мере обоснованны, что приводит к проблемам в практической реализации бюджетных отношений.
К числу таких понятий относится бюджетная обеспеченность, которая положена в основу механизма бюджетного регулирования, применяемого как в России, так и за рубежом. Однако экономическое содержание этого понятия не до конца понято, раскрыто и поддается формализованному выражению, несмотря на упоминания о нем в ряде законодательных актов, принятых в РФ на протяжении последнего десятилетия. Впервые понятие бюджетной обеспеченности появилось в Законе РСФСР от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР». При этом оно не было определено, закон лишь предписывал рассчитывать среднюю по региону величину бюджетной обеспеченности на одного жителя для установления нормативов отчислений в местные бюджеты.
Позже принимались законодательные акты, в которых фигурировали разные определения, имеюшие отношение к бюджетной обеспеченности. Наиболее употребляемыми были понятия норматива минимальной бюджетной обеспеченности и минимального бюджета. Одним из таких законодательных актов, использующим (но не определяющим!) понятие норматива минимальной бюджетной обеспеченности, является Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Норматив минимальной бюджетной обеспеченности связывается с расходной частью местных бюджетов (ст. 37). Там же присутствует понятие «минимальный местный бюджет» без какого-либо его толкования.
Понятие норматива минимальной бюджетной обеспеченности и минимального местного бюджета впервые было определено в Федеральном законе от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»: под первым понимался расчетный показатель минимально необходимой потребности в бюджетных средствах одного жителя муниципального образования по текущим расходам; второе понятие было определено как расчетный объем доходов и расходов местного бюджета, учитывающий минимальные государственные социальные стандарты (ст. 1). Эти определения имели важное для своего времени значение, гак как, во-первых, были ориентированы на упорядочение межбюджетных отношений в регионе и па распределение финансовой помощи по единым критериям, во-вторых, увязывали величину бюджетных средстве минимальными государственными социальными стандартами.
Однако согласно Федеральному закону от 09.07.1999 № 159-ФЗст. 1 указанного закона утратила силу с 1 января 2000 г. При этом, отменив определение понятий норматива минимальной бюджетной обеспеченности и минимального местного бюджета, законодатель не изъял первое из них из содержания самого закона, создав, таким образом, еще большую путаницу в терминологии.
Одной из основных целей реформы региональной финансовой системы на данном этапе являлся переход к системе казначейского исполнения бюджета, а также ее последующая автоматизация. Экономическая эффективность от автоматизации казначейской системы управления исполнения бюджета и эффективного управления бюджетными средствами оценивается на сумму свыше 70 млн. рублей, в том числе за счет увеличения оборачиваемости средств – на сумму 21 млн. рублей и в связи с учетом договоров и контроля цен и тарифов – на сумму свыше 50 млн. рублей.
Переход к системе казначейского исполнения бюджета является важным этапом реформирования системы финансов, однако здесь следует учитывать, какие органы в состоянии наиболее эффективно осуществлять данную процедуру. Вопрос эффективности казначейского исполнения бюджета исчерпан в результате неоспоримого превосходства региональных финансовых органов над органами казначейства.
Также немаловажным фактором, влияющим на процесс реформирования являются возникающие в его процессе риски, реализация которых может привести в невозможности дальнейшего осуществления реформы. Преодоление данной проблемы видится прежде всего в пристальном внимании к ней и недопущении реализации даже незначительных рисков путем четкого и понятного изложения поставленных целей и решенных задач.
Все вышеизложенное свидетельствует о возможности и необходимости дальнейшего совершенствования финансовой системы в целях осуществления главной цели реформы - внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, являющегося на данный момент приоритетом федеральной реформы. Однако осуществлению этой цели пока препятствуют как определенные финансовые характеристики региона, так и несовершенство нормативно-правовой базы области. Лишь урегулирование основных недостатков финансовой системы позволит двигаться не отставая от федерального уровня.
|