Аннотация: |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность предлагаемой к защите темы дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время весьма остро поставлен вопрос о снижении правонарушений во всех сферах общественной жизни, в связи с чем и возникает необходимость активизации и проведения комплексного исследования по данному вопросу.
На сегодняшний день эта проблема остается в юридической науке столь же сложной и противоречивой, как и ранее. Явно недостаточны и те практические усилия, которые тратит наше общество на предупреждение правонарушений и борьбу с ними. Иными стали и совершаемые в нашей стране правонарушения. Во-первых, среди правонарушений резко возросло количество преступлений. Если ранее среди рассматриваемых судами дел две трети были гражданскими и трудовыми и только треть - уголовными, то в настоящее время удельный вес уголовных дел значительно возрос. Это говорит о том, что среди правонарушений начинают доминировать не проступки, а преступления. Их ежегодный прирост в последние два-три года составляет 25-30%. Преступления при этом становятся исключительно циничными и жестокими, нередко сопровождаются истязаниями и пытками жертв. Во-вторых, резко возросло количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, молодежью. Ими совершаются квартирные кражи, грабежи, разбои, уличные правонарушения. В-третьих, появились новые виды правонарушений, которых ранее наша страна не знала либо они были единичными.
Правонарушение, как это следует из самого термина, есть нарушение права, деяние противоправное праву. Каждое отдельное правонарушение, как явление реальной действительности, конкретно: оно совершается конкретным лицом, в определенном месте и времени, противоречит действующему правовому предписанию, характеризуется точно определенными признаками. Вместе с тем, несмотря на различие отдельных правонарушений и их видов, все правонарушения, как антисоциальные явления, имеют общие черты .
Правонарушения вызывают соответствующее отрицательное отношение со стороны общества и государства. Общество и государство имеют право и обязаны вести борьбу за искоренение правонарушений, причин и условий, порождающих их, во имя обеспечения нормального развития, сохранения правопорядка, охраны общественных и личных интересов, защиты справедливости.
Изменения, происходящие в социальной, экономической, политической, правовой и иных областях жизни общества и государства, ставят все новые проблемы в сфере предупреждения преступлений, которое является прямой обязанностью правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации в рамках их компетенции.
В условиях радикального социально-экономического реформирования российского общества прослеживается тенденция роста количества совершаемых преступлений, в том числе и против государственной власти. В отдельных регионах страны остро встают вопросы сепаратизма, которые сопряжены с террористическими проявлениями и насильственными посягательствами на конституционный строй, права и свободы граждан. Усиливается и опасность, исходящая от организованных преступных групп и сообществ.
Возникла настоятельная потребность в создании общегосударственной системы мер предупреждения преступлений, сочетающейся с мерами их раскрытия и расследования.
Осознанная обществом необходимость научного обоснования системы таких мер, их разработки и практической реализации всегда находилась и продолжает находиться во взаимозависимости с достижениями науки и техники. Вследствие этого общепризнан и комплексный (междисциплинарный) теоретико-практический подход к решению проблемы предупреждения преступлений. Однако степень ее разработанности нельзя признать достаточно полным без глубокой проработки криминалистических аспектов предупреждения преступлений, в теоретическом исследовании которых до последнего времени существовал вакуум, который необходимо было восполнить.
Объект исследований данной работы - особые общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением профилактических мер по предупреждению правонарушений и преступлений различными правоохранительными органами.
Предмет исследований образуют современное состояние и динамика правонарушений в России, а также различные концепции и мнения о способах и методах проведения профилактики правонарушений и преступлений .
Цель работы - всестороннее охарактеризовать сущность, роль и особенности профилактики правонарушений и преступлений, осуществляемой различными правоохранительными органами.
Поставленная цель работы позволяет определить следующие задачи исследования:
изучение причин правонарушений,
исследование современного состояния и динамики различных по характеру и юридической квалификации правонарушений,
раскрытие социально-правовых аспектов системы профилактики правонарушений,
анализ современной системы правоохранительных органов РФ и их полномочия по предупреждению различных правонарушений и преступлений,
выявление актуальных проблем практической деятельности правоохранительных органов по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений.
Методология работы представлена использованием основных приемов и методов исследований. К ним следует отнести системный метод (исследование системы основных мероприятий по профилактике правонарушений), структурный подход (изложение исследуемого материала в четкой логической последовательности), формально-юридический метод (использование в работе установленных и общепринятых понятий и категорий), анализ и синтез законодательства и практики, методы индукции и дедукции.
Источниковая база работы представлена различными научными и учебными трудами, исследованиями законодательства по теме, материалами судебной практики. Данная дипломная работа написана на основе современных учебных и научных знаниях о преступности. При ее написании использовались материалы отечественных и зарубежных ученых, правоведов, специалистов-криминологов, психологов и социологов, различные публикации в периодических изданиях по вопросам профилактики правонарушений, применялись данные специализированных исследований в рамках темы и пр. Среди авторов и исследователей данной проблемы можно выделить таких как: Боков А.В., Босхолов С.С., Васильев А.Н., Величко А.Н., Шатилович С.Н., Воронцов С.В., Герцензон А.А., Гуценко К.С., Ковалев И.А., Зиннуров Р.Н., Зубков А.И., Калмыков В.В., Капитонова Ю.В., Карнеева Л.М., Климочкин О.В., Косевич Н.Р., Мусеибов А.Г., Мышляев Н.П., Репецкая А.Л. и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профилактика правонарушений на протяжении многих лет была и остается одной из основных задач, стоящих перед государством и обществом в целом. На современном этапе угроза криминального характера сопровождается проявлениями терроризма и экстремизма, наркоэкспансией, коррупцией и организованной преступностью. Они нарушают спокойствие граждан, подрывают здоровье и потенциал нации, мешают развитию экономических отношений. Сегодня мы подошли к такому рубежу, когда совершенно очевидна необходимость принятия адекватных мер по локализации причин и условий, способствующих совершению преступлений, воздействию на граждан в целях формирования их законопослушного поведения и правового воспитания. Причем все это должно проводиться комплексно, с непосредственным и активным участием всех субъектов государственной системы предупреждения преступлений. В этой системе органы внутренних дел являются основным субъектом специально-криминологической профилактики, выполняющим правоохранительные функции. Деятельность милиции направлена на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.
Алгоритм действий правоохранительных органов в рамках формирования государственной системы профилактики правонарушений определен, в частности, указанием МВД России от 29 сентября 2005 г. В аппарате Управления и на местах созданы координационно-методические советы по предупреждению преступлений, которые являются постоянно действующими совещательными органами по вопросам совершенствования методического обеспечения и координации деятельности структурных подразделений милиции в профилактике правонарушений.
Реализуя поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26 сентября 2005 г., региональными Управлениями внутренних дел совместно с иными правоохранительными органами и заинтересованными ведомствами разрабатываются областные программы профилактики правонарушений.
Приказом Министра МВД РФ от 17 января 2006 г. N 19 определены основные задачи органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Это прежде всего анализ причин совершения преступлений с выработкой адекватных мер реагирования, выявление и постановка на профилактические учеты лиц криминальной направленности, пресечение преступлений на стадии подготовки, привлечение к профилактической работе общественных объединений правоохранительной направленности и граждан, предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
В ходе расследования уголовных дел органами предварительного следствия и специализированными подразделениями дознания вскрываются многочисленные причины, способствующие совершению преступлений. Ни одна из них не остается без соответствующего реагирования. Ежегодно в различные учреждения, организации и предприятия направляется от 10 до 12 тысяч представлений по устранению условий совершения преступлений. К сожалению, многие из них остаются без внимания.
Основная нагрузка по выполнению профилактических функций лежит на участковых уполномоченных милиции. Сегодня участковый - это лицо милиции. Именно является гарантом защиты прав и свобод граждан от преступных посягательств по месту их жительства, связующим звеном милиции с населением.
Особое внимание сегодня необходимо уделять вопросам предупреждения подростковой преступности. Работа с детьми требует постоянного совершенствования, использования новых форм и методов работы. Одним из направлений такой работы должно стать внедрение института "школьных" инспекторов. В основу организации их работы должен быть положен принцип взаимодействия милиции и коллектива школы по раннему выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершенствованию правонарушений и преступлений, совершаемых учащимися.
Широкий спектр профилактических задач сегодня возлагается на специальные службы по обеспечению безопасности дорожного движения. Регулярное проведение технического осмотра автотранспорта, обследование дорог, контроль за соблюдением правил дорожного движения позволяют сдерживать темпы роста аварийности и тяжесть последствий от ДТП. К сожалению, на фоне заметного увеличения автотранспортных средств, медленно улучшения состояния автомагистралей и дорожного покрытия уровень правонарушений данной сфере достаточно высок.
Рассматривая проблемы предупреждения правонарушений и преступлений сегодня на ведущее место выходит задача правового воспитания населения, повышение его правовой культуры.
Правоохранительные органы ведут активную последовательную борьбу с правонарушениями, однако только они не в состоянии значительно снизить масштабы их распространенности в обществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально-политических, организационных мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышение материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношений.
Необходимо повысить результативность деятельности самих правоохранительных органов, улучшить их материально-техническое оснащение. Наказание за совершенное противоправное деяние должно быть как неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя.
Подводя итог проделанному исследованию особым образом хотелось бы выделить проблемы борьбы с преступностью, поскольку именно уголовно-правовые правонарушения носят наиболее острый негативный и противоправный характер и последствия. Следует сказать о том, что преступность в России, несмотря на принимаемые усилия, все более приобретает характер реальной угрозы национальной безопасности страны. Правоохранительным органам в определенной мере удалось стабилизировать криминогенную обстановку, остановить обвальный рост преступности. Однако она продолжает оказывать мощное отрицательное влияние на все сферы жизнедеятельности государства и общества, серьезно тормозит социально - экономические и политические преобразования России, подрывает ее международный авторитет.
Состояние правопорядка в России сегодня оставляет желать лучшего. Повсеместно встречаются случаи нарушения прав граждан и юридических лиц, грубое попрание закона как со стороны третьих лиц, так и со стороны государственных и муниципальных чиновников.
Преступная среда консолидируется, усиливается ее организованность. Возрастают профессионализм и масштабность преступных деяний.
Наиболее тяжелое положение сложилось в сфере экономики. Расширяются интересы криминальных структур в кредитно - финансовой сфере, на рынке ценных бумаг, во внешнеэкономической деятельности.
Не сокращается число насильственных опасных преступлений, таких, как бандитизм, угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества, похищения людей, захваты заложников, криминальные взрывы и заказные убийства. По числу умышленных убийств в расчете на 100 тыс. человек Россия заняла одно из ведущих мест в мире.
Тревожны темпы роста преступности несовершеннолетних и молодежи, рецидивной преступности. Уголовно - исполнительная система не в полном объеме обеспечивает достижение целей исправления и перевоспитания осужденных. Ослаблена система профилактики преступлений и правонарушений.
Криминальную напряженность усиливают незаконная миграция, нарастающие темпы распространения алкоголизма и наркомании.
Нельзя не признать, что за минувшее десятилетие в правовом регулировании организации и деятельности правоохранительных органов произошли кардинальные изменения. Даже с учетом значительного удельного веса специальных полномочий, свойственных полиции всех стран мира, деятельность сотрудников правоохранительных органов введена в жесткие рамки закона, пусть и не всегда совершенного в технико-юридическом отношении.
Однако при всех позитивных изменениях сегодня нельзя утверждать однозначно, что российские органы внутренних дел, учреждения и органы, исполняющие наказания, стали правоохранительными органами, опирающимися в своей деятельности на широкие слои населения и институты гражданского общества.
Эффективность работы органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, фиксируемая данными социологических мониторингов, реалиями оперативной обстановки, статистикой нарушений законности и дисциплины, показывает, что деятельность ОВД и УИС пока не в полной мере способствует формированию эффективной государственной власти.
Общество видит в правоохранительных органах в первую очередь инструмент защиты своих законных интересов, обеспечения безопасности, а следовательно, предъявляет к ним все более высокие требования, суть которых состоит в том, что правоохранительная система все больше должна воплощать в себе черты не карательной, а социализированной по характеру модели, основанной на использовании принуждения лишь как крайнего средства по эффективному обслуживанию населения в правоохранительной сфере.
Для современной России проблема укрепления государственной власти является болезненной, поскольку в общественном сознании любые шаги в этом направлении нередко воспринимаются как возврат к тоталитарному прошлому. Обращая на это внимание, В.В. Путин подчеркивает: "Спор о соотношении силы и свободы стар как мир. Он и по сей день порождает спекуляции на темы диктатуры и авторитаризма. Но наша позиция предельно ясна: только сильное - если кому-то не нравится слово "сильное", скажем эффективное - и демократическое государство в состоянии защитить гражданские, политические, экономические свободы; способно создать условия для благополучной жизни людей и процветания нашей Родины".
Первым ощутимым результатом административной реформы стали новые система и структура федеральных органов исполнительной власти, установленные Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314. В соответствии с названным Указом Министерство внутренних дел Российской Федерации является одним из федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. Этим же нормативным актом создана Федеральная служба исполнения наказаний.
Завершая анализ реализации правоохранительными органами работы по предупреждению правонарушений и преступлений хотелось бы особе внимание уделить проблеме отсутствия комплексного федерального закона в данной сфере. Сегодня на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится несколько проектов законов о предупреждении преступлений, в том числе проект закона "Об основах государственной системы предупреждения преступлений", который содержит нормы о правовых основах, целях, принципах, системе субъектов предупреждения преступлений, а также разделы, включающие нормы о мерах индивидуального и общего предупреждения преступлений, основаниях и правилах их применения, ресурсном обеспечении предупредительной деятельности. Ни один из законопроектов еще окончательно не принят.
Почти все Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере борьбы с теми или иными видами преступлений, носят многоцелевой характер и определяют преимущественно порядок осуществления организационно-управленческой, оперативно-розыскной или уголовно-процессуальной, а не предупредительной деятельности.
Единственный Федеральный закон от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", имеющий сугубо профилактическую направленность, определяет только основные направления деятельности и компетенцию органов и учреждений системы субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Однако наличие единственного специального «профилактического» закона явно не достаточно для совершенствования работы правоохранительных служб в данном направлении.
Подводя итог проделанному исследованию подчеркнем: профилактика правонарушений – сложный комплекс различных организационных, социальных, экономических и правовых мер, направленных на выявление причин и условия совершения правонарушений, оптимизацию работы правоохранительных служб в данном направлении, координирование деятельности всех органов власти имеющих отношение в предупреждению правонарушений, а также активизация деятельности по повышению уровня правосознания и правовой культуры населения.
Для решения задачи снижении и контролирования уровня правонарушений в стране должны быть задействованы все силовые структуры государства В этот процесс также необходимо вовлекать заинтересованные общественные организации. Профилактика правонарушений немыслима без усиления роли образовательных учреждений по работе по повышению правовой культуры молодежи. И, безусловно, требует скорейшего улучшения благосостояние населения страны, поскольку экономическое положение население является первопричиной большинства совершаемых правонарушений и их профилактика невозможна без повышения социально-экономического уровня жизни россиян.
Вот почему тематика данного дипломной работы является актуальной и значимой, а исследования о причтах правонарушений и их профилактике требует постоянного внимания как с позиций теоретического исследования, так и с точки зрения реальной правоприменительной деятельности.
|