Глава 8 СК РФ регулирует отношения, новые для семейного законодательства России. Введение такой главы отражает задачи семейного законодательства в современных условиях, которые требуют повышения самостоятельности супругов при определении их имущественных взаимоотношений, в первую очередь для учета интересов предпринимателей в условиях рыночной экономики.
Договорный режим имущества супругов является новеллой брачно-семейного законодательства. Его суть заключается в том, что супруги заклчаю брачный договор которые регламентирует правовой режим имущество, включенного в этот договор.
«Путем заключения брачного договора, указывает Антокольская М. В., супруги сами устанавливают правовой режим владения, пользования и распоряжения общим имуществом, который может отличаться от законного режима имущества супругов» .
Сущность брачного договора как института права рассматривается по-разному различными авторами. История этого вопроса связана еще и с существованием различных взглядов не только на возможность существования разных режимов имущества супругов, но и с существующими доктринами по поводу понятия брака.
Загоровский А. И. указывает на три точки зрения на брак, а именно на «… брак как брак-договор, как брак-статус и брак-партнерство» .
Более распространенной концепцией является договорная, которая основана на росте требований, предъявляемых законом к порядку заключения брака, условиям его действительности, возможности получения возмещения убытков, возникающих у супруга в результате расторжения брака, то есть требований, которые предъявляются законодательством к договорам. Все эти требования позволяют сказать, что она более всего применена к использованию договорного режима имущества супругов. С этим следует согласиться. Но, не отвергая саму идею договорного режима имущества супругов, необходимо различать понятие режима как такового и понятие брака.
По мнению Челябиевой Н. «…у супругов возникают права и обязанности, которые четко предусмотрены законом и стороны не могут изменить их по своей воле» . Даже если супруги заключают брачный договор, то есть определенным образом изменяют установленные законом права и обязанности, правда в предусмотренных им же рамках, не может служить достаточным аргументом в пользу договорной концепции. Основная цель брака - это создание семьи, рождение и воспитание детей . Брак - это не договор между двумя сторонами, он не может быть предметом сделки, а представляет собой правовое действие, благодаря которому субъекты права приобретают специфические права и обязанности, которые присущи только лишь браку и которые существуют только лишь в пределах данного статуса. Только обладание этим статусом позволяет отнести субъекта к категории женатых людей.
Еще А. И. Загоровский заметил, что хотя брак "в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в содержании своем и в прекращении далек от природы договора; как содержание брака, так и его расторжение не зависят от произвола супругов. Поэтому брачный институт вернее причислить не к области договорного права, а к разряду институтов особого рода". Г.Ф. Шершеневич четко отграничивает возникновение брака на основе договора от самого брачного правоотношения . Он считает, что основанием возникновения и брака и гражданского обязательства является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, не является гражданским обязательством. Цель брака совместное сожительство не только в смысле физическом, но и нравственном... С этой стороны обнаруживается различие между браком и обязательством, которые оба могут быть основаны на договоре. "Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких действий, то последствием его будет обязательственное отношение. Брачное, же сожительство не имеет в виду определенных действий, но общение на всю жизнь, оно имеет по идее нравственное, а не экономическое содержание". Таким образом, Г.Ф. Шершеневич признает юридический факт, порождающий брачное правоотношение, договором, отношение же, возникающее на его основе, он тоже относит к институтам особого рода.
Необходимо отметить, указывает Петросян Е. П. , что большинство дореволюционных ученых, считали семейное право частью гражданского, следовательно все их выводы об отнесении брака к институтам особого рода следует рассматривать как признание его гражданско-правовым институтом особого рода .
Практически все современные ученые в нашей стране отказываются признавать соглашение о заключении брака гражданским договором . Брак возникает на основании юридического акта, совершенного с намерением породить правовые последствия. В этом проявляется сходство брака с гражданской сделкой. Но тем не менее, по мнению О. С. Иоффе, "социальное содержание и правовые особенности брака в социалистическом обществе исключают его квалификацию в качестве одной из разновидностей гражданско-правовых сделок. Сделка имеет своей юридической целью создание для ее участников конкретных прав и обязанностей. Брак основанный на любви, а не на своекорыстных имущественных интересах, такой правовой цели не преследует. Советские люди вступают в брак не для того, чтобы установить режим общности супружеского имущества или предоставить друг другу отдельные личные права и обязанности. Это скорее объективные, законом предусмотренные последствия брака, чем цель его" . Целью вступления в брак О. С. Иоффе называет желание получить государственное признание созданного союза, "основа которого - взаимная любовь и уважение - не входит в его юридическое содержание". Поэтому брак может прекратиться в любое время, как только эта основа будет подорвана, что невозможно в гражданских сделках. О. С. Иоффе понимает, что отношения, на которые он ссылается, лежат во внеправовой сфере, но считает, что они оказывают определяющее влияние на саму сущность юридического факта. Если буквально понимать его утверждение о том, что права и обязанности супругов есть лишь побочный результат заключения брака, то вступление в брак следовало бы рассматривать как юридический поступок. Однако сам О. С. Иоффе против квалификации брака, как юридического поступка, считает его волевым целенаправленным актом.
Действительно, воля лиц, заключающих брак, направлена на достижение целого ряда последствий, как правовых, так и неправовых. В первую очередь, подчеркивает Оридорога М. Т., они стремятся приобрести общественный и правовой статус законных супругов . Статус состояния в браке влечет за собой и приобретение прав и обязанностей супругов.
Заключая брак, они дают согласие на вступление в отношения, большая часть которых ранее была императивно определена законом.
Правовая природа брака не позволяет нам говорить о нем, как о договоре. Необходимо различать брак и те правовые последствия, которые из него проистекают. Брак - тот необходимый статус, та необходимая предпосылка, в результате которой супруги приобретают права и обязанности . В последующем, супруги обладая таким статусом, могут распоряжаться ими. Только посредством государственного признания брака, супруги становятся супругами и только после государственной регистрации развода они перестают быть ими.
Поэтому, на мой взгляд, супруги, вступая в брак, приобретают правовой статус, именно статус, который предоставляет им те возможности, как супругов, которыми они не обладали бы никогда, не находясь в браке.
Можно говорить о том, что существуют два аспекта в понятии брака. Сам брак, как государственное признание обладанием правовым статусом (акт вступления в брак) и возникающие из этого правовые последствия. Но трудно согласиться с мнением Антокольской М. В., что супружеские отношения, то есть брак, обладают более диспозитивным характером, чем договорные отношения .
Супруги могут заключать различные соглашения, однако все они помимо соответствия гражданским нормам, должны четко соответствовать нормам семейного права. И несоответствие им ведет к недействительности таких соглашений.
То, что супруги в зависимости от своих убеждений могут расценивать брак как клятву перед богом или как моральное обязательство, или как чисто имущественную сделку, не может быть признано верным. Это - внеправовая сфера. Закон же четко устанавливает все аспекты брака, в зависимости от которых будет признаваться существование сначала самого брака, а потом уже и иных отношений супругов, в том числе и договоров между супругами.
Следовательно сам факт вступления в брак является правовой основой для последующих отношений супругов.
Существует и еще одна концепция брака, которая получила распространение в последние годы. Суть ее в том, что брак представляет собой партнерство. Появление этой идеи многие авторы связывают с развитием движений за равноправие женщин, за их независимое положение и, что естественно, за равенство супругов в браке.
Благодаря этой концепции супруги в браке становятся партнерами. Однако очень трудно при этом точно определить права и обязанности партнеров-супругов в браке, что затрудняет ее применение к практическим брачным правоотношениям. И делает невозможным его законодательного оформления.
Поэтому о браке-партнерстве можно говорить только лишь как о желательной форме взаимоотношений супругов, но не как о правовой его форме.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что наиболее близкой по правовой природе к такому специфическому институту как брак является концепция о браке, как о статусе.
Не отвергая договорную концепцию и признавая ее наиболее приемлемой к брачному договору, следует признать, что она не отражает всей полноты природы брака. В данной концепции, указывает Веберс Я. Р,. не отражается специфика брачно-семейных правоотношений, что являет собой проявление влияния правовых концепций о соотношении семейного права и гражданского права . Однако, не вдаваясь в проблему о соотношении этих двух отраслей права, следует признать, что даже если брак и рассматривать как институт гражданского права, не признавать и не замечать его специфику и его влияние на брачные правоотношения в целом невозможно.
Таким образом, «…брачным договором признается соглашение двух лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения» . Суть брачного договора состоит в том, что он позволяет будущим супругам и супругам, состоящим в браке, самостоятельно определять свои имущественные отношения в браке, а также – в случае его расторжения. Иными словами, брачный договор – это закон для двоих. Супруги (будущие супруги) устанавливают свои правила в имущественных отношениях, и эти правила, они обязаны соблюдать.
Одной из целей, которая преследуется супругами (будущими супругами) при заключении брачного договора, является стремление обезопасить себя от материальных потерь в случае развода, неприятных моментов, связанных с разделом имущества в суде.. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что чем большую собственность имели в своем распоряжении супруги, чем выше был материальный уровень семьи, тем более сложные проблемы вставали перед ними и перед судебными органами в результате раздела имущества, если эти вопросы не были оговорены в брачном договоре или его не было вообще. Поэтому в состоятельных семьях практика заключения брачных договоров получила широкое распространение.
В брачном договоре устанавливаются положения о праве собственности на имущество мужа и жены, принадлежавшее им до брака, нажитое в браке, а также могут предусматриваться имущественные санкции на случай расторжения брака. При возникновении спора между супругами, суд будет исходить не из предписаний закона, а из положений брачного договора.
Специфика брачного договора состоит в том, что он заключается в сфере брачно-семейных отношений. Для этого договора характерен особый субъектный состав. Брачный договор, по мнению Хазовой о. А., могут заключить лица, вступающие в брак, т.е. жених и невеста, и – лица, состоящие в браке, - супруги .
Предметом брачного договора могут быть только имущественные отношения супругов.
В СК РФ установлен законный режим имущества супругов, т.е. общая совместная собственность (Гл. “Общая совместная собственность супругов”), которая начинает действовать автоматически с момента регистрации брака при отсутствии брачного договора. В брачном договоре супруги вправе отступить от этого положения и по своему усмотрению установить режим совместной, долевой или раздельной собственности (ч. 1. ст. 42 СК РФ) .
Супруги вправе изменить режим собственности как на имущество, нажитое ими в браке, так и на добрачное имущество каждого из них. Положения брачного договора могут относиться и к имуществу, которое будет приобретено в будущем.
Под имуществом при этом чаще всего подразумеваются отдельные вещи или их совокупность (например, можно говорить о всем имуществе, нажитом в браке, а можно – о конкретных приобретенных вещах .
Вопрос о соотношении брачного договора и гражданско-правового договора в первую очередь связан с различными мнениями относительно того места, которое занимает семейное право вообще в системе права. Одни авторы считают, что семейное право является частью гражданского права, тем самым придавая институту брачного договора только лишь характер гражданско-правовой сделки. Другие авторы признают самостоятельный характер семейного права как отрасли права, что оказывает существенное влияние на институт брачного договора с точки зрения его семейно-правовой характеристики10.
Что касается первой позиции, то она исходит еще от Блэкстона, полагающего, что брак - это чисто гражданско-правовой институт11. Соответственно он должен отвечать всем требованиям, предъявляемым гражданским законодательством к договорным обязательствам. Позднее сторонники данной позиции признавали своеобразие брачно-семейных отношений в рамках гражданского права, но тем не менее на первый план выдвигался его гражданско-правовой характер. Что касается имущественных отношений супругов, то данный вопрос четко был отнесен к гражданско-правовым отношениям, так как имущество, (вопросы его правового регулирования), может быть объектом гражданского права. Брачный договор в свете этой концепции представляет собой один из видов договоров в системе гражданского права. И более того сам брак отождествляется с гражданским договором. То есть брак рассматривается как разновидность гражданско-правового договора.
«Сейчас сторонники этой позиции различают акт заключения брака или процедуру, в результате которой муж и жена становятся таковыми, а также состояние в браке или длящиеся отношения между мужем и женой, и в том числе имущественные»12.
Н. Бартон указывает на то, что даже если признать право на существование договора о семейном товариществе как желательной формы регулирования отношений внебрачных партнеров, этот договор не предопределяет будущей правовой позиции в отношении внебрачного сожительства как такового.
Тем самым можно признать существующую возможность такого оформления внебрачного сожительства, отнеся вопросы о законодательной допустимости такого договора и правового регулирования к национальным правовым системам, но никак нельзя говорить, что такой договор является разновидностью брачного договора.
Подобная позиция может быть всего лишь на уровне теоретических разработок, так как на уровне правового регулирования такой вопрос решен однозначно. А именно то, что соглашение об установлении договорного режима имущества в законодательствах возможно только лишь между супругами, что указывает на специфику брачного контракта, на наличие семейно-правового аспекта в договоре, помимо конечно же его гражданско-правовой природы .
Продолжая полемику вокруг этого вопроса Э. Дженас, обосновывая свою точку зрения, указывал на то, что с позиции английского права брак является законным союзом двух лиц разного пола, не состоящих в другом браке в момент заключения настоящего, причем этот брак заключается с целью совместного устроения постоянной семейной жизни, носящей характер полной духовной и физической общности. А брачный договор представляет собой один из элементов самого брака.
Брачный союз отличается, по мнению Челябиева Н. тем, что :
а) он может быть осуществлен только путем применения некоторых предписанных форм и обрядов, в котором представлено государство;
б) его условия и последствия не могут быть изменены соглашением сторон, как бы явно последние не установили его перед вступлением в союз;
в) брак не может быть расторгнут простым соглашением сторон;
г) даже в наши дни брак возлагает на стороны известные обязательства и представляет им известные права и не только в отношении друг к другу, но и вообще в отношении членов общества.
Единственная общая черта брачного договора и обычного договора заключается в том, что стороны вступают в брак и договор или, по крайней мере, предполагается, что вступают свободно и по собственному желанию, причем они в полной мере должны понимать совершенное ими. Но и в этом случае существуют различия. Дело в том, что для признания брака недействительным требуется гораздо больше неоспоримых доказательств обмана или ошибки, чем для обычного договора13.
Похожие рефераты:
- Договорной режим имущества супругов
Глава 8 СК РФ регулирует отношения, новые для семейного законодательства России. Введение такой главы отражает задачи семейного законодательства в современных условиях, которые требуют повышения са...- Договорной режим имущества супругов.
Глава 8 СК РФ регулирует отношения, новые для семейного законодательства России. Введение такой главы отражает задачи семейного законодательства в современных условиях, которые требуют повышения са...- Законный режим имущества супругов
Согласно ст. 33 СК РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
...- Законный режим имущества супругов
Согласно ст. 33 СК РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
...- Обязательства (долги) как часть имущества супругов
Имущество супругов, как общее, так и раздельное, не только удовлетворяет потребности членов семьи, оно используется супругами при участии в гражданском обороте. Следовательно, имущество супругов яв...
|