В 2001-2002 гг. было проведено масштабное и комплексное обновление правовой базы выборов. Кроме нового Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят в новой редакции Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Был также разработан и принят федеральный закон «О политических партиях». Новые положения были внесены также в Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и другие законодательные акты. Были уточнены, дифференцированы и усилены меры ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах. В частности, впервые в российском законодательстве была установлена уголовная ответственность за вмешательство должностных лиц в деятельность избирательных комиссий, за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения или блока.
Многие ученые, политики, специалисты настороженно отреагировали на ряд положений данных документов. Ограничение числа партий не вызвало особых возражений т.к. в реальности многие из «ушедших в небытие» партий существовали только на бумаге и не оказывали никакого воздействия на политическую жизнь страны. В новых документах был закреплен принцип избрания не менее 50% депутатов законодательных (представительных) органов власти субъектов Федерации по пропорциональной системе и введен запрет на создание региональных политических партий — в выборах теперь могут принимать участие только отделения федеральных партий. Автор считает, что региональное разнообразие России могло бы открывать широкие возможности для формирования в различных ее частях своеобразных партийных систем, творческого подхода к конструированию политических институтов, апробирования в отдельных субъектах РФ новых механизмов и схем, которые в случае успеха могли бы применяться и в масштабе Федерации. К сожалению, этот мощный творческий потенциал развития политической системы был прерван. Попытки развить ростки регионального своеобразия наталкиваются на стремление загнать всех в общую рамку, максимально все унифицировать .
Анализируются нормы, устанавливающие размеры собственных пожертвований кандидатов, а также добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в избирательные фонды, не позволяющие, обеспечить равные возможности по финансированию предвыборной агитации кандидатам и избирательным объединениям. В связи с этим автор вносит предложения по значительному снижению законодательно установленных максимальных размеров пожертвований граждан и юридических лиц в избирательные фонды, а также собственных средств кандидата, вносимых им в свой избирательный фонд.
Вскрывается проблема, связанная с возможностью использования в период избирательной кампании без оплаты из средств избирательных фондов имущества политических партий, находящегося в их собственности или пользовании, что, по мнению автора, препятствует обеспечению равенства прав избирательных объединений при проведении предвыборной агитации. В связи с этим предлагается уточнить порядок использования в период избирательной кампании имущества, находящегося в распоряжении политических партий, разрешив без оплаты из средств избирательных фондов использовать только имущество, которое было приобретено ими или арендовано за год до официального опубликования решения о назначении выборов. Это позволит предотвратить использование технологий по законному созданию преимущественной агитационной базы до официального начала избирательной кампании.
В начале постсоветского периода развития регулирования форм прямой демократии в субъектах Российской Федерации в целом преобладала децентрализация правового регулирования, что выражалось в значительном весе региональных законодательных актов по вопросам прямой демократии и наличии у региональных законодателей широких возможностей по самостоятельному решению вопросов в рассматриваемой сфере.
С принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. начался новый этап в развитии законодательства о формах прямой демократии, характеризуемый существенным усилением централизации правового регулирования выборов и референдумов, проводимых в субъектах Российской Федерации. Особенности этого этапа проявились в резком росте объема федерального нормативно-правового регулирования различных аспектов проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума. В указанном Федеральном законе был установлен принцип безусловной приоритетности норм этого Федерального закона над законами о выборах и референдумах субъектов Российской Федерации. В п. 7 ст. 1 данного Федерального закона устанавливалось, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону, а в случае, если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона. Указанные тенденции еще более усилились в дальнейшем.
Современная система как федерального, так и регионального законодательства о формах прямой демократии в субъектах Российской Федерации основывается на двух базовых федеральных законах: Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . Данные законы, хотя и принято считать рамочными по отношению региональному законотворчеству, в настоящее время они в значительной мере утрачивают эти свойства.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав …» фактически приобрел свойства кодекса, в том числе регулирующего проведение выборов и референдумов в субъектах Российской Федерации, поскольку в нем содержится детальное регулирование практически всех избирательных процедур и процедур проведения референдума.
Тем не менее, у субъектов Российской Федерации сохраняется право и обязанность законодательного регулирования выборов и референдумов, проводимых в субъектах Российской Федерации в рамках достаточно узких возможностей для самостоятельного регулирования, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав …». Они, главным образом, касаются установления конкретной системы избирательных комиссий, выбора типа избирательной системы в рамках предоставленных возможностей, конкретизации некоторых сроков избирательных действий, определения ряда параметров финансирования выборов, проведения предвыборной агитации. В основном же в законах субъектов Федерации дословно воспроизводятся положения указанного Федерального закона либо дается отсылка на соответствующие статьи Федерального закона.
Что касается Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», он практически целиком изменил свою «рамочную ориентацию». Данный Закон в большей степени стал рамочным для муниципальных образований, которым в уставах и иных нормативных правовых актах надлежит определяться по регламентации тех или иных вопросов организации местного самоуправления.
Похожие рефераты:
|