В процессе проведения научных исследований ученые-юристы уделяют особое внимание классификации - одному из приемов юридической техники. Это объясняется тем, что классификация - азбука каждой отрасли права, без построения классификационных групп невозможно разобраться и правильно оценить многообразие полученного научного и эмпирического материала. Классификация позволяет установить определенный порядок, выявить родство и различие в содержании правовых явлений, взятых в процесс изучения.
В процессе проводимого исследования с помощью классификации решаются важные задачи, а именно: она позволяет организовать объекты, определить их группировку по единому основанию. Такой подход способствует успешному достижению поставленной цели при проведении научного исследования. В конечном итоге от правильно подобранной и предложенной классификационной группы зависит построение целой системы научного знания. Необходимо отметить, что данная интенция находит свое реальное отражение в трудах ученых, занимающихся исследованиями преступлений экологического характера.
Такое внимание законодателя к этой проблеме объясняется постоянно возрастающей общественной опасностью этих преступлений .
Впервые в истории отечественного уголовного права нормы об ответственности за экологические преступления были выделены в УК РФ 1996 г. в самостоятельную гл. 26 «Экологические преступления», что позволяет нам сделать вывод о наличии законодательной классификации данных преступлений в единой системе Особенной части УК РФ. Вместе с тем следует отметить, что она не решила всех вопросов с классификацией рассматриваемых преступлений.
Следует отметить, что в научной литературе нет единого мнения по проблеме классификации экологических преступлений. Это связано прежде всего с тем, что нормы экологического характера находят свое отражение в содержании других глав УК РФ. Исходя из этого, ученые предлагают различные основания классификации, высказывая по данной проблеме полярные мнения .
Так, профессор О.Л. Дубовик предлагает их классифицировать на две группы, исходя из места расположения в Уголовном кодексе РФ:
1) преступления, ответственность за которые предусмотрена в гл. 26 Кодекса (ст. ст. 246 - 262 УК);
2) экологические преступления, составы которых помещены в иные главы Уголовного кодекса РФ. К ним, в частности, относятся ст. 215 (гл. 24); ст. ст. 236, 237, 243, 245 (гл. 25). В этом плане примечательно, что в ст. 237 прямо говорится о создании опасности для окружающей среды, в ст. 243 среди объектов указываются природные комплексы; экоцид (гл. 34). Окружающая среда может быть объектом терроризма, а ее уничтожение, существенное изменение как условия жизнедеятельности населения региона, экологическая катастрофа - целью террористического акта. Вред окружающей среде причиняется и в результате совершения ряда транспортных преступлений (гл. 27), например при нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов и др. Структура действующих уголовно-правовых норм предполагает при создании системы экологических преступлений дифференцированный подход. Любые предложенные классификационные группы будут правильными и приемлемыми как с теоретической, так и с практической точки зрения, если за их основу будет взят стабильный признак, способный выразить качественное свойство и своеобразие классифицируемых явлений. Классификация экологических преступлений в теории уголовного права не отличается единством. По-разному определяется как их круг, так и основания классификации. Тем не менее в практике уголовного законотворчества закрепилась позиция, согласно которой в основу выделения из нормативного массива однородных общностей должен быть положен объект посягательства. Однако группировка составов преступлений по этому признаку существенно отличается.
В свою очередь Э.Н. Жевлаков, исходя из непосредственного объекта, предлагает экологические преступления группировать следующим образом.
I. Экологические преступления общего характера (ст. ст. 246, 247, 248, 253, 262 УК РФ). Данные преступления в связи с этим посягают на отношения по обеспечению экологической безопасности, охраны и рациональному использованию компонентов природной среды в их совокупности.
II. Экологические преступления специального характера, которые в зависимости от содержания предмета и непосредственного объекта посягательства он делит на подгруппы: 1) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования земли и недр (ст. ст. 254, 255 УК РФ); 2) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира (фауны) (ст. ст. 256, 257, 258, ч. 1 ст. 249, ст. 259 УК РФ); 3) преступления, посягающие на общественные отношения по охране и рациональному использованию растительного мира (флоры) (ст. ст. 260, 261, ч. 2 ст. 249, ст. 256 УК РФ); 4) преступления, посягающие на общественные отношения по обеспечению экологической безопасности, охране и национальному использованию вод и атмосферы (ст. ст. 250, 252, 251 УК РФ) .
Впоследствии при классификации экологических преступлений он внес изменения в ранее предложенную классификацию. В частности, ст. 259 УК РФ «Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу» из второй классификационной группы он перенес в первую .
Б.В. Яцеленко и А.А. Гравина в указанных классификационных группах составы размещают следующим образом. К экологическим преступлениям общего характера относятся преступные деяния, предусмотренные ст. ст. 246, 247, 248, 249 УК. К специальным экологическим преступлениям относятся общественно опасные деяния, предусмотренные ст. ст. 250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 257, 258, 259, 260, 261 и 262 УК РФ .
В.П. Ревин в свою очередь говорит о том, что к экологическим преступлениям общего характера могут быть отнесены ст. ст. 246, 247, 248 УК РФ; специализированные экологические преступления включают ст. ст. 249 - 262 УК РФ .
Л.М. Прохоров и М.Л. Прохорова, также беря за основание особенность характеристики непосредственных объектов, предлагают иную классификацию экологических преступлений. Первая группа - это преступления, совершаемые в сфере обеспечения экологической безопасности и здоровья населения (ст. ст. 246 - 248, 250 - 255 УК РФ). Вторая группа - это преступления, наносящие ущерб растительному и животному миру при осуществлении хозяйственной деятельности (ст. ст. 249, 256 - 262 УК РФ) .
И.М. Тяжкова главу 26 в зависимости от непосредственного объекта делит на общие (ст. ст. 246 - 248, 262) и специальные (ст. ст. 249 - 261). Однако в отношении специальных экологических преступлений в силу их многообразия и различия предметов (компонентов) окружающей природной среды она выделяет следующие их виды. Это посягательства: 1) на водную и воздушную среду (ст. ст. 250 - 252); 2) на землю и ее недра (ст. ст. 253 - 255); 3) на животный мир - фауну (ч. 1 ст. ст. 249, 256 - 259); 4) на растительный мир - флору (ч. 2 ст. 249, ст. ст. ст. 260, 261) .
Все экологические преступления, предусмотренные современным уголовным законодательством, Н.А. Лопашенко подразделяет на две большие группы: 1) посягательства на общественные отношения по реализации и охране права каждого на благоприятную окружающую среду (ст. ст. 246 - 248 УК) и 2) посягательства на общественные отношения по охране стабильности окружающей среды и ее природно-ресурсного потенциала (ст. ст. 249 - 262 УК). Вторая группа экологических преступлений в зависимости от вида предмета преступления - охраняемого природно-ресурсного потенциала - дополнительно делится на следующие виды преступлений: а) посягательства на животный мир (ч. 1 ст. 249, ст. ст. 256 - 258 УК); б) посягательства на растительный мир (ч. 2 ст. 249, ст. ст. 260, 261 УК); в) посягательства на воды (ст. ст. 250, 252 УК); г) посягательства на атмосферу (ст. 251 УК); д) посягательства на особо охраняемые территории и акватории, природные объекты (ст. ст. 253, 259, 262 УК); е) посягательства на землю (ст. 254 УК); ж) посягательства на недра (ст. 255 УК) . Применительно к данной классификации у А.В. Наумова возникают сомнения относительно определения непосредственного объекта при обобщении этих преступлений. Он высказывает мнение, что все выделенные во вторую группу преступления также посягают на общественные отношения по реализации и охране права каждого на благоприятную окружающую среду. Это касается и преступных посягательств на воду (ст. ст. 250, 252 УК) и преступных посягательств на атмосферу (ст. 251 УК), и других экологических преступлений, выделенных во вторую группу .
С учетом этого его классификация выглядит следующим образом: 1) преступления, посягающие на общие правила экологической безопасности в сфере экологически значимой деятельности (ст. ст. 246 - 248 УК РФ); 2) преступления, посягающие на экологическую безопасность в сфере отдельных компонентов окружающей среды - вод, атмосферного воздуха, почвы, лесов, недр, морской среды, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (ст. ст. 250 - 255); 3) преступления, посягающие на экологическую безопасность флоры и фауны как составную часть окружающей среды, условия биологического разнообразия и сохранения биосферы Земли (ст. ст. 249, 256 - 262 УК).
Другие ученые, сторонники трехступенчатой классификации, данные преступления предлагают группировать исходя из содержания гл. 26 УК, выделив преступления, посягающие на основы: 1) целостности природы (ст. ст. 246 - 248, 250 - 252, 254, 262 УК РФ); 2) должной сохранности недр (ст. ст. 253, 255 УК РФ); 3) целостности животного и растительного мира (ст. ст. 249, 256 - 261 УК) .
В зависимости от объекта уголовно-правовой защиты они выделяют преступления: 1) нарушающие правила экологически значимой деятельности, непосредственным объектом которой является порядок деятельности; 2) посягающие на отдельные элементы окружающей среды (воды, атмосферу, почву, леса, недра, континентальный шельф, особо охраняемые природные территории и объекты); 3) посягающие на объекты флоры и фауны как составную часть окружающей среды, условия биологического разнообразия и сохранения биосферы земли.
Более удачной является классификация экологических преступлений, предложенная профессором О.Л. Дубовик: 1) преступления, состоящие в нарушении правил экологически значимой деятельности (ст. ст. 246 - 248 УК); 2) преступления, посягающие на отдельные компоненты окружающей среды - воду, атмосферу, почву, леса, недра, морскую среду, континентальный шельф, исключительную экономическую зону Российской Федерации (ст. ст. 250 - 255 УК); 3) преступления, посягающие на объекты флоры и фауны как составную часть окружающей среды, условия биологического разнообразия и сохранения биосферы Земли (ст. ст. 249, 256 - 262 УК) .
В.В. Сверчков предлагает схожую по содержанию классификацию экологических преступлений. Он подразделяет их на: 1) преступления, выражающиеся в нарушении правил общей экологической безопасности (ст. ст. 246 - 248 УК РФ); 2) преступления в отношении базовых объектов природной среды: вод, атмосферы, почвы, недр, континентального шельфа (ст. ст. 250 - 255 УК РФ); 3) преступления, посягающие на объекты флоры и фауны как составную часть окружающей среды, условия биологического разнообразия и сохранения биосферы Земли (ст. ст. 249, 256 - 262 УК РФ) .
А.Г. Кибальник в зависимости от непосредственных объектов и предметов условно выделяет следующие виды экологических преступлений: 1) общие преступления против экологической среды и ее составляющих (ст. ст. 250 - 255, 262 УК РФ); 2) преступления против экологической безопасности (ст. ст. 246 - 249 УК РФ); 3) преступления в сфере охраны флоры и фауны (ст. ст. 256 - 261 УК РФ) .
Ю.И. Ляпунов, исходя из специфики предмета преступного посягательства, систематизирует рассматриваемые преступления на следующие под группы: 1) общие виды экологических преступлений, предусмотренные ст. ст. 246, 247, 262 УК; 2) экологические преступления в области охраны вод, предусмотренные ст. 250 и ст. 252 УК; 3) экологическое преступление в области охраны атмосферного воздуха - деяние, предусмотренное ст. 251 УК; 4) экологические преступления в области охраны земли и ее недр - ст. 254 УК и ст. 255 УК; 5) экологические преступления в области охраны животного и растительного мира - ст. ст. 256, 257, 258, 259, 249, 260, 261 УК .
В учебной литературе некоторыми авторами предложена шестичленная классификация. Это экологические преступления в области охраны: 1) общие их виды (ст. ст. 246 - 248, 262); 2) вод (ст. ст. 250, 252); 3) атмосферного воздуха (ст. 251); 4) земли и ее недр (ст. ст. 254, 255); 5) животного мира (ст. ст. 256 - 259); 6) растительного мира (ст. ст. 249, 260, 261).
По характеру экологические преступления можно подразделить на:
1) преступления, связанные с незаконным завладением (незаконным природопользованием) природными ресурсами (ст. ст. 253, 256, 258, 260 УК РФ);
2) преступления, связанные с негативным воздействием на природную среду, ухудшением ее качества (ст. ст. 246 - 252, 254, 255, 257, 259, 261, 262). Из последней группы можно выделить также подгруппу преступлений, выражающихся в уничтожении или повреждении природных ресурсов и природных объектов (ст. ст. 257, 259, 261 УК РФ).
Выделив экологические преступления, законодатель тем самым подчеркнул, что они затрагивают не столько юридические (чье-либо право собственности) или экономические (народно-хозяйственные) интересы, сколько естественные, объективно существующие условия жизнедеятельности отдельных лиц и всего общества. Однако не только это примечательно для нового Уголовного кодекса, но и то, что он закрепляет достаточно логичную внутрисистемную классификацию посягательств на природу. Следуя общепринятому делению ее на неживую (вода, воздух, земля, ее недра, климат) и живую (растения, животные), законодатель выделил три основные группы экологически опасных преступлений. Первая из них объединяет посягательства, нарушающие конкретный вид правил: а) производства работ; б) обращения с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами; в) ветеринарии или борьбы с болезнями или вредителями растений. Вторую группу составили посягательства на так называемую неживую природу: загрязнение вод, атмосферы, морской среды, несоблюдение законодательства о континентальном шельфе, порча земли и нарушение правил охраны и использования недр. К третьей группе отнесены преступления против живой природы (растительного или животного мира): незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, уничтожение критических мест обитании для организмов, занесенных в Красную книгу, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов. К третьему виду преступлений приравнивается и такое деяние, как нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Разумеется, как и всякая иная, эта классификация не лишена некоторой условности (и в частности, потому, что последний состав имеет в виду нарушение правил охраны не только живой, но и неживой природы) . Однако ее можно считать в принципе приемлемой. При построении классификационных групп данного вида преступлений автор предлагает придерживаться логического правила о четкости, ясности классификаций, которое заключается в том, что она должна быть прежде всего доступна правоприменителю для использования ее на практике.
Завершая общую характеристику экологических преступлений, можно сделать вывод, что УК уделяет большое внимание их противодействию. Каждая из классификаций экологических преступлений, включенных законодателем в гл. 26 УК, имеет право на существование. Вместе с тем уголовное законодательство не стоит рассматривать как главное средство охраны окружающей среды. Оно играет хотя и важную, но вспомогательную роль. Основное место в решении этой задачи занимают меры экономического, воспитательного, образовательного, политического характера.
Похожие рефераты:
|