Попытки классифицировать основные права человека и гражданина, определить их роль, соотношение, первичный или производный характер предпринимались достаточно часто. В конституционных нормах да и в теоретических разработках, касающихся прав и свобод человека и гражданина, статус социально-экономических прав и свобод и до настоящего времени дискуссионен. Если проанализировать конституционные нормы ряда западных государств, то в них социально-экономические права и гарантии их реализации имеют как бы вспомогательное значение по отношению к личным (гражданским) и политическим правам. Указанная ситуация имеет свои исторические корни. В первых конституциях приоритет действительно имели личные и политические права. Не случайно, что первая писаная Конституция - Конституция США 1787 года - почти не упоминала о социально-экономических правах граждан. Первые десять поправок к Конституции США, принятые в 1791 году и названные Биллем о правах, также в основном закрепляли гражданские и политические права да и последующие поправки к Конституции США упоминали о социально-экономических правах только косвенно.
В позднейшем конституционном законодательстве большинства стран также доминировали личные и политические права (исключение составлял институт частной собственности и права собственника), и лишь после второй мировой войны в конституциях многих государств стали появляться социально-экономические права и свободы. Не случайно, что личные и политические права, по мнению ряда ученых, составляют как бы первое поколение прав и свобод человека и гражданина, а социально-экономические - второе. Соответственно такая практика конституционного строительства в теоретическом плане стала рядом западных ученых обосновываться тем, что социально-экономические права являются побочным продуктом развития прав и свобод первого поколения. И отсюда вывод - социально-экономические права носят вторичный, производный характер. В советской литературе, которая ориентировалась на марксистско-ленинский подход к правам и свободам человека, роль социально-экономических прав, наоборот, преувеличивалась исходя из того, «что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.».
Поэтому в дискуссиях по поводу «советского» и «западного» образа жизни Советский Союз упрекали чаще всего в несоблюдении личных и политических прав и свобод. В свою очередь в работах советских экономистов, политологов и юристов серьезной критике подвергались социальные и экономические права (и особенно гарантии их реализации) в США и странах Западной Европы. Мотивировки здесь были простыми - в капиталистических странах и безработица, и эксплуатация человека человеком, и платное здравоохранение, образование, жилищное строительство и т.п. В то же время человек в социалистическом государстве в области социально-экономических прав выступал в роли «должника», которому государство предоставляло большинство указанных благ бесплатно. В настоящее время по своему значению личные, политические и социально-экономические права рассматриваются как обязательные элементы правового статуса личности без определения приоритетов каких-либо прав и свобод. Подтверждением этому является ряд международных актов, особенно международные пакты об экономических, социальных и культурных правах; о гражданских и политических правах, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 года и ратифицированные СССР в 1973 году.
Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания - свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее время положение кардинальным образом изменилось: права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю за выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.
Права человека стали объектом международного регулирования. В Уставе ООН говорится о решимости государств-членов этой универсальной организации «… утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин», и одной из главных целей ООН провозглашается международное сотрудничество в »поощрении и развитии уважения к правам человека, и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии.»
Этими положениями Устава ООН была заложена основа для развития принципа защиты прав и свобод человека, ставшего в наши дни одним из общепризнанных принципов международного права. В цивилизованном государстве, основанном на подлинно гуманитарных и демократических ценностях, всё более чётко выражается идея о неразрывной связи цивилизованности и прогресса с реальным участием человека в решении политических, экономических и социально-культурных проблем как внутри государства, так и в глобальном мировом масштабе. Составляя приоритет демократического государственного и правового порядка, права человека не только определяют содержание и смысл конкретного политического строя, но и призывают превратить человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех событий и действий, происходящих в мире.
Одной из основных форм сотрудничества в области защиты социально-экономических и культурных прав и свобод человека является разработка международных соглашений, содержащих определённые стандарты в отношении правового статуса индивида и обязательства государств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка. Подавляющее большинство этих соглашений разработано в рамках ООН и МОП.
Анализ содержащихся в них норм, а также структура и компетенции международных органов, занимающихся контролем за их соблюдением, и является главной целью работы.
Проблемы международной защиты социально-экономических и культурных прав человека рассматривались в работах А.П. Мовчина, В.А. Карташкина, Б.Г. Машова, Б. Н. Жаркова и ряда других авторов.
Однако наблюдающаяся в последние годы эволюция в подходах к решению проблемы прав человека, ликвидации идеологических барьеров, расширяющееся сотрудничество государств в области защиты прав человека требуют дальнейших исследований в указанной области. Такие исследования представляются чрезвычайно актуальными и с точки зрения необходимости расширения участия России в международном сотрудничестве по правам человека, а также неукоснительное следование им на практике, ибо отношение к правам человека, их осуществлению - показатель уровня демократизации в обществе и один из главных критериев его цивилизованности. Максимальное приближение внутригосударственных правовых норм к международным стандартам в области прав человека - одно из необходимых условий построения правового государства.
Объективные социально-политические процессы 90-ых годов XX века в России обусловили качественные изменения в принципах общественной организации и, прежде всего, в политике. Однако ни политические, ни экономические преобразования, ни правовая регламентация отношений сами по себе не могут дать желаемого результата в виде своеобразного «типового» общества, основанного на принципах цивилизованных взаимоотношений.
Закрепление правовых основ государства в нормах демократической Конституции, отвечающей современным требованиям, вызванное этим реформирование социально-правовых институтов государства, его законодательной системы еще не гарантирует адекватного восприятия в практической жизни провозглашенных Конституцией ценностей. Институты не востребуются сами по себе, так же как и законы не исполняются автоматически, не управляют в практическом смысле. Учреждаемые институты, издаваемые законы функционируют постольку, поскольку к ним обращаются люди в своей жизнедеятельности. Степень же общественной потребности, как в институтах, так и в законах находится в прямой связи с социально-психологическими качествами общности, граждан, и в первую очередь с их политико-правовой культурой.
Специфику содержания конституционных социально-экономических прав, отталкиваясь от их понятийного значения, предложенного в настоящей работе, можно выразить в следующих тезисах: нормы Конституции о социально-экономических правах имеют ограниченно-прямое действие;
конституционные обязанности государства перед гражданами в социально сфере предполагают материальное обеспечение их прав; обладание социально-экономическими правами для граждан возможно только при определенных условиях. Это такие условия как низкий уровень материальной обеспеченности, принадлежность к так называемым «социально незащищенным» категориям; нарушения социально-экономических прав, в сущности, представляют собой, как правило, не действие субъекта, характеризуемое как противоправное, а наоборот, — бездействие субъекта; нарушения социально-экономических прав могут исходить только от государства в лице его представительных и исполнительных органов, либо организаций, действующих по специальному поручению государства (например, пенсионный фонд); резолютивная часть актов судебной защиты социально-экономических прав состоит в принуждении ответчика принять меры для выполнения своих конституционных обязанностей. В этом смысле «защита прав» есть не само собой разумеющееся исполнение государством своих обязанностей, а судебное принуждение уполномоченных на то органов исполнительной власти; в вопросах осуществления социально-экономических прав возникает взаимозависимость всех органов власти, но преобладающая роль принадлежит законодательным и правоохранительным органам. При ограниченной возможности применения прямого действия Конституции, при
необходимости регламентации обязательств государства эффективная защита социально-экономических прав граждан возможна только при наличии четко очерченного законодательства и целенаправленной работы судов,
прокуратуры, других правоохранительных органов; социальная значимость гарантий социально-экономических прав в России имеет политический характер. Для основной массы российских граждан обеспеченность этой группы прав по значению выше гарантий других конституционных прав.
Именно специфика реализации социально-экономических прав и свобод диктует особые меры их защиты. Такая защита может исходить только от государственных органов, а не общественных организаций, поскольку государство само берет на себя обязанности обеспечить данные права.
Однако контроль за предоставлением государством таких прав, их объемом и качеством может иметь различный характер. Самой действенной формой контроля и выступает судебный. Ведь только суд вправе обязать государство и его органы выполнить свои обязательства перед человеком, возместить ему ущерб.
В числе юридических механизмов судебной защиты конституционных прав граждан можно выделить такие группы правовых гарантий, как:
- Конституционные и международные правовые гарантии. Это такие, как высшая ценность и приоритет прав человека, верховенство закона, прямое действие конституции, не подлежащее ограничению право на судебную защиту нарушенных прав и прочие.
- Процессуальные гарантии: принципы отправления правосудия, неотвратимость наказания, право на обжалование в кассационную и надзорные инстанции, подведомственность.
- Институциональные гарантии: независимый суд, прокуратура, адвокатура, институт Уполномоченного по правам человека.
- Правовосстановительные гарантии: предупреждение нарушения прав (отмена нормативных актов, нарушающих права), восстановление в правах, отмена неконституционных актов и повторное их рассмотрение (что имеет особое значение), а также возмещение ущерба и юридическая ответственность виновных лиц.
Похожие рефераты:
- Порядок реализации социально – экономических права и свобод человека и гражданина
Попытки классифицировать основные права человека и гражданина, определить их роль, соотношение, первичный или производный характер предпринимались достаточно часто. В конституционных нормах...- Проблемы реализации социально – экономических прав и свобод человека и гражданина в России
«Свобода – лучшее средство от бедности» – провозгласил как-то бывший министр экономики Германии Отто Ламбсдорф . Не каждый в нынешней России согласится со столь кате...- Особенности социально – экономических права и свобод как института права
В нынешних условиях проблема защиты трудовых прав приобретает принципиальное иное значение по сравнению с тем, как это имело место в недавнем социалистическом прошлом. Сегодня значимость тр...- Перспективы совершенствования российского законодательства, регулирующего социально – экономические права и свободы человека и гражданина
Конституция Российской Федерации 1993 года, провозгласившая практически весь коиплекс прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей декларации и Пактах, имеет в этом отношении лишь одно ...- Общая классификация прав и свобод человека и гражданина
Существуют различные классификации прав и свобод личности, а также граждан (одни права относятся к личности в целом, другие - только к гражданам, третьи - к определенной группе граждан, нап...
|