Основы местного самоуправления в Российской Федерации теперь определяются Конституцией Российской Федерации и федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года - законом, который фактически предложил реформу органов местного самоуправления в нашей стране.
Согласно пункта 2 статьи 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ : «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». Законы субъектов Российской Федерации в основном воспроизводят вышеупомянутое понятие федерального Закона.
В современных условиях, когда у органов местного самоуправления отсутствуют необходимые для решения проблем муниципального образования финансовые средства, возможно, некоторые из перечисленных в ч.1. ст.16 федерального Закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, вопросы местного значения необходимо отнести к предметам совместного ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, следующие вопросы:
• организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
• организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
• охрана общественного порядка, организация, содержание и развитие муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществления контроля за их деятельностью;
• создание условий для жилищного и социально-культурного развития
• и некоторые другие.
Думается именно на данном вопросе разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления и их материально-техническом обеспечении должно быть сконцентрировано внимание в переходный период становления и развития местного самоуправления.
Нужно сказать, что понятие «компетенция органов местного самоуправления» часто связана с «вопросами» или « делами», что отождествлять нельзя, поскольку в компетенцию входит право решать или участвовать в решении этих вопросов, в том числе и конкретных дел.
Для более четкого определения компетенции органов местного самоуправления в нашей стране заслуживает опыт США, в частности муниципальные хартии, определяющие правовой статус муниципальных органов.
Распределение компетенции осуществляется под контролем государства и при его активном участии. Государство, обладая суверенитетом, вменяет в обязанность органов местного самоуправления исполнять определенный минимум компетенции. В этом случае мы говорим об обязательной компетенции, от которой не вправе отказаться муниципалитеты. Наделяя органы местного самоуправления этим минимумом, в свою очередь, государство устанавливает и минимум необходимых расходов, связанный с реализацией обязательной компетенции. Наряду со сферой фактически выполняемой компетенции следует выделить так называемую «факультативную» или необязательную компетенцию, которые в зависимости от потребностей населения или ситуации могут и не исполняться. Данное обстоятельство свидетельствует о том, в зависимости от организационных, финансовых ресурсов и иных возможностей фактическое осуществление компетенций может существенно отличаться не столько вследствие разграничения компетенции между уровнями власти, сколько обусловлено вышеперечисленными возможностями. Следующая группа факторов, влияющих на осуществление компетенций органов местного самоуправления, непосредственно связана с историческими особенностями развития государства. Во-первых, под влиянием традиционно сложившейся правовой практики муниципалитеты решают такие задачи :
- оказание коммунальных услуг;
- дорожное строительство местного значения;
- регулирование вопросов строительства на территории;
- содержание и строительство социокультурных объектов и другие.
Во-вторых, в связи с реализацией принципов «социального государства» органы местного самоуправления реализуют компетенцию в области здравоохранения, образования и в социальной сфере. Внимания заслуживает опыт Дании в этом вопросе. Охраной здоровья и медицинским обслуживанием в этой стране занимаются только органы местного самоуправления, государство обеспечивает с помощью дотацией наибольшую часть средств на эти цели и абсолютно не вмешивается в решение этих вопросов.
В-третьих, государство привлекает к осуществлению компетенции органы местного самоуправления к проблемам, решаемым им самим. Это, прежде всего вопросы, касающиеся экологической безопасности, опеки и попечительства, актов гражданского состояния, экономического и территориального планирования, функции муниципальной милиции и др.
Конституция Российской Федерации не очерчивает детально компетенцию, потому что основа муниципальной власти строиться с учетом исторических, культурных и иных местных традиций, которые весьма обширны.
Именно по вопросам компетенции и способам ее реализации , как основы содержания деятельности, процесс становления исполнительных, а точнее, исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления (местных администраций) имеет трудности правового, материально-финансового и организационного характера.
В статье 16 федерального Закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, регламентируется вопросы местного значения городского округа. Однако мы видим, что к традиционно государственным сферам деятельности, таким как занятость, здравоохранение, образование, милиция, вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг и слуг связи, охраны окружающей среды, обеспечения малоимущих граждан жилыми помещениями и прочее, добавляется лишь слово «муниципальный». Фактически это скрытое наделение федеральным законодателем, минуя органы региональной власти, определенными государственными полномочиями органов местного самоуправления.
Более того, анализ отраслевого законодательства также показывает ряд проблем, возникающих при его реализации. Многие положения содержат нормы, не соответствующие федеральному Закону « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. Например, Кодекс об административных правонарушениях, Жилищный кодекс, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». С другой стороны, ряд вопросов местного значения, предусмотренных третьей главой федерального Закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ не получили своего отражения в отраслевых федеральных законах, к примеру, Федеральный Закон «О связи», « Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».
Компетенция представительных и исполнительно- распорядительных органов местного самоуправления закреплена в нормативно-правовых актах местного самоуправления - в Уставе, базовом документе. Требования к Уставу детально изложены в статье 44 Федерального закона:
• перечень вопросов местного значения;
• должна быть определена компетенция представительных, исполнительных органов местного самоуправления, с указанием направлений их деятельности;
• разграничением полномочий между исполнительными органами местного самоуправления и органами государственной власти;
• разграничение полномочий между исполнительными и представительными органами местного самоуправления;
• порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и другие.
Перечень полномочий органов местного самоуправления, закрепленных в Уставе, конечно же, не может быть исчерпывающим, но он должен быть конкретным и достаточно подробным. Уставы подавляющего большинства муниципальных образований не содержат такого перечня полномочий органов местного самоуправления, а , следовательно могут быть оспорены в суде. В этом смысле заслуживает внимания опыт города Москвы. Статья 8 Закона города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» от 06.11.2002 года № 56 в редакции от 14.05.2003 года посвящена предметам ведения муниципального образования, конкретно 23 полномочия. При этом согласно части 3 ст.8 «муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению органов государственной власти города Москвы, при наличии собственных материальных и финансовых средств» (Такая практика существует и в Великом Новгороде, см. Приложение 1).
Существует и такая практика, когда данные полномочия закрепляются в положениях, в основном, об исполнительных органах. Такая практика совершенно не оправдана, что также порождает судебные иски.
Компетенция органов местного самоуправления связана непосредственно с их взаимодействием с органами государственной власти в субъекте Российской Федерации. Формы взаимоотношений органов государственной власти с органами местного самоуправления в настоящий момент следующие :
• Наделение органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями.
• Заключение договоров и соглашений.
• Создание координационных и консультативных органов, совместных рабочих групп.
• Реализация права законодательной инициативы в представительном органе субъекта Российской Федерации.
• Направление предложений и обращений органов местного самоуправления в органы государственной власти.
Пункт 1.1.- в ч.2 ст.132 Конституции Российской Федерации: « Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».
При реализации этих положений в нарушение Конституции на органы местного самоуправления продолжают возлагаться федеральными правовыми актами многие государственные полномочия, требующие прямых финансовых затрат: выплата пособий гражданам, имеющим детей; льготы ветеранам; обеспечение жильем работников административных органов и других государственных структур, без передачи необходимых финансовых средств. По данным Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России за последние 2 года на федеральном уровне приняты около 150 таких нормативных актов, федеральные законы и отдельное отраслевое законодательство.
Примеры нарушения федерального законодательства в большом количестве пестрят и в законодательстве субъектов РФ. Наиболее распространенные случаи нарушений связаны со стремлением регулирования тех вопросов, которые относятся в ведении муниципальных образований: структура и порядок формирования органов местного самоуправления, формы непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, самым актуальным является вопрос управленческой вертикали и подчиненности исполнительных органов местного самоуправления исполнительным органам государственной власти. Такие нарушения содержатся в законах о местном самоуправлении Республики Карелия, Псковской, Саратовской, Архангельской области и др. К примеру, Закон Иркутской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Иркутской области» от 10 февраля 1995 года устанавливает, что главное финансовое управление и финансовое управления в городах и районах области составляют систему управления финансами Иркутской области . При этом главное финансовое управление области направляет и координирует деятельность финансовых управлений в городах и районах.
При этом надо помнить, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти-ст.12 Конституции РФ. Но у многих руководителей осталась привычка командовать органами местного самоуправления. Как видим, местное самоуправление созданное в нашей стране за последние годы - это закамуфлированные под местное самоуправление органы местной государственной власти, назначенные «сверху» главы местных администраций, формально действующие представительные органы, строго соблюдаемый принцип подотчетности органам государственной власти всех уровней, дублированные с государственных структур рабочие аппараты.
Похожие рефераты:
|