В настоящее время система контрольных и надзорных функций в органах исполнительной власти сложна, избыточна, не прозрачна и противоречива — контрольные функции (исследования, обследования, экспертиза, анализ первичной информации и т. д.) пересекаются с надзорными (проведение проверок, наложение взысканий, лицензирование, выдача разрешений, регистрация, приостановление деятельности и т. д.). Это приводит к усилению административного давления, увеличению количества административных ограничений деятельности организаций, в том числе предпринимательской деятельности.
В результате реализации начального этапа административной реформы к 2005 г. были созданы необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образованы новая система и структура федеральных органов исполнительной власти. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства, функции контроля и надзора — на федеральные службы, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом — на федеральные агентства.
Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в рамках проводящейся в России административной реформы призван решить ряд задач:
1) упростить и сделать более прозрачной и понятной систему контрольных и надзорных функций в Федеральной регистрационной службе и ее территориальных органах;
2) установить эффективную систему информирования населения об исполнении государственной функции, включающую в себя предоставление информации: непосредственно в территориальных органах Росрегистрации, исполняющих государственную функцию; с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, вычислительной и электронной техники; посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (Интернет), публикации в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т. д.);
3) ввести общий порядок получения населением консультаций (справок) об исполнении государственной функции по вопросам: перечня документов, необходимых для государственной регистрации прав, комплектности (достаточности) представленных документов; размера государственной пошлины (платы за выдачу информации о зарегистрированных правах); источника получения документов, необходимых для государственной регистрации прав (орган, организация и их местонахождение); времени приема и выдачи документов; сроков государственной регистрации прав; порядка обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых в ходе исполнения государственной функции, и др.
Система органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним достаточно сложна и сегодня весьма далека до окончательного формирования. Прежде всего, это связано с тем, что сегодня преобладает проблема правового регулирования совершения таких сделок, которые раньше не были характерны для гражданского оборота России, а в условиях рыночной экономики выдвигаются на первый план — сделки с недвижимостью, ибо право собственности делится на правомочия: владения, пользования и распоряжения. От того, что именно будет превалировать в праве собственности, зависит и построение системы органов государственной регистрации.
Как представляется, в будущем органы государственной регистрации должны максимально быть приближены к движению объектов собственности, поскольку они, являясь юридическими лицами, имеют обособленный правовой статус, и основу их деятельности составляют нормы гражданского и смежных с ним отраслей права. Известно, что государственный аппарат исторически складывался последовательно, имеет свою структуру и наделяется определенными функциями. С появлением органов государственной регистрации прав на объекты недвижимости они вошли в общую систему государственного аппарата, где сложились определенные устойчивые взаимосвязи.
Опираясь на результаты проведенного нами исследования, мы полагаем, что органы государственной регистрации прав на недвижимость должны иметь самостоятельную структуру с учетом положений гл. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» . Данное утверждение основано на том, что согласно ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» «учреждение юстиции по регистрации прав — государственный орган, который является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и наименованием своего учреждения». Более того, государственная регистрация, как таковая, представляет собой «юридический акт признания и подтверждения государством, то есть Российской Федерацией, возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации».
Двойственная правовая природа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним состоит в том, что, с одной стороны, Конституция Российской Федерации (ст. 8) гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. С другой стороны, государственная регистрация отношений собственности есть, по существу, ограничение этой свободы. Для разрешения данной коллизии необходимо, чтобы органы государственной регистрации прав на движимое и недвижимое имущество приближались к потребностям собственника, а не государства, что будет соответствовать конституционным положениям о приоритете человека, его прав и свобод. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В этом — основа государственной политики, где права и свободы человека являются критерием прогресса.
Управленческая функция по созданию и совершенствованию органов государственной регистрации прав собственности есть прерогатива органов государственной власти и управления. Предоставление полномочий по созданию органов государственной регистрации субъектам Российской Федерации являлось переходным этапом. Полученный опыт должен быть обстоятельно изучен и реализован в специально разработанном федеральном законе «Об организации и функционировании государственных органов по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Многие функции по обеспечению проверки и экспертизы документов, необходимых для регистрации прав собственности, должны быть возложены государством как на сами органы государственной регистрации, так и на иные специальные структуры, с проработкой процедур формальностей и определением ответственности за их исполнение. Например, в настоящее время не определены пределы проведения экспертизы документов учреждением юстиции по регистрации прав; у регистратора прав, по российскому законодательству, отсутствует возможность проверять чистоту титула владельца при осуществлении первичной записи в реестре. В связи с этим необходима конкретизация в действующем законодательстве полномочий регистрирующего органа по определению пределов правовой экспертизы представляемых на регистрацию документов, т. к. в одних случаях действия учреждений юстиции могут быть признаны недействительными ввиду выхода за рамки своих полномочий (истребование дополнительных документов, не предусмотренных законом), в других — может быть вынесено частное определение в связи с ненадлежащим проведением правовой экспертизы.
Государству в лице законодателя необходимо в ближайшее время проработать концептуальные положения регистрационной деятельности, включая методологические и процедурные аспекты с тем, чтобы на всей территории России (во всех субъектах Российской Федерации) существовала единая система органов государственной регистрации прав собственности. В качестве проблемных следует выделить вопросы, касающиеся толкования и применения конкретных положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и их соответствия нормам Гражданского кодекса Российской Федерации; методики четкого определения и описания некоторых объектов недвижимого имущества, их частей, включая комплексы недвижимого имущества, процедуры регистрации прав на данные объекты, а также на объекты незавершенного строительства; механизма реализации арестованного недвижимого имущества и ряд других.
Правовой статус регистрирующих учреждений (территориальных органов Росрегистрации) до конца не получил надлежащей определенности и ясности, которые позволили бы четко установить их место в общей системе органов государственной регистрации. Именно некоторая нерешительность разработчиков действующего законодательства, по нашему мнению, порождает разноголосицу и пробелы в правовом регулировании деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию прав. Так, например, проведенное нами исследование по данному аспекту показало, что в субъектах Российской Федерации соответствующие учреждения носили (до 2004 г.) самые разные наименования; чаще всего встречались такие разновидности наименований, как «учреждение юстиции» и «палата», их доля по данным Минюста Российской Федерации составляла, соответственно, 30% и 33% учреждений юстиции по регистрации прав, 23% таких учреждений носили наименования «регистрационный центр» либо «центр по регистрации». Наименование «департамент» составляло 6%; наименование «комитет» или «управление» имели 3% учреждений юстиции. Одно учреждение по регистрации прав имело наименование «Госрегистратура» и одно — «Бюро». Такая несогласованность в наименованиях органов по государственной регистрации прав объяснялась тем, что в каждом регионе местные структуры стремились проявить свою «суверенность». На практике приходилось вносить такие наименования в уже действующую систему регистрирующих органов (БТИ, земельные комитеты и т. д.) и впоследствии перераспределять полномочия между существующими структурами и новыми образованиями .
Несогласованность в наименовании органов по государственной регистрации прав объяснялась также и спешностью их создания (к 2000 г. система государственной регистрации должна была быть организована во всех субъектах Российской Федерации. Таким образом, в России реализовались весьма разнообразные подходы к образованию органов, осуществлявших государственную регистрацию прав, что, по нашему мнению, затрудняло идентификацию соответствующих учреждений, усложняло правообладателям оформление документов, препятствовало обеспечению единства этой системы, взаимодействию, обмену информацией между органами, не способствовало унификации процедуры проведения регистрации прав и ведения Единого государственного реестра прав. Но, как мы отмечали выше, прерогатива образования органов государственной регистрации прав принадлежит федеральному центру. В этом нет сомнения, поскольку в ст. 72 Конституции Российской Федерации достаточно четко закреплено положение о том, что эти вопросы относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Создание единой федеральной системы органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество — существенный шаг на пути к унификации этой чрезвычайно важной в условиях рыночной экономики государственной деятельности. Однако, соответствующие решения, принятые в 2004 году — только начало этой большой работы. Предстоит значительно оптимизировать содержание работы территориальных органов федеральной регистрационной службы, улучшить их информационное взаимодействие с иными федеральными и региональными органами исполнительной власти, обеспечить соблюдение всех нормативно-правовых регламентных требований.
Похожие рефераты:
|